Сам себя не похвалишь - стоишь, как оплеванный. Поговорка.
Голос из зала: - Ну, понятно - мастер дурак, и всякое такое. Никодим (со сцены): - Я не дурак Мастер не дурак. Мастер — мученик.
Побыв в мастерской шкуре, и зарекшись мастерить на ближайшее обозримое время, скажу — люди, жалейте мастеров. И любите их хотя бы за то, что они делают вам ХИ–шки, на которые вы из года в год ездите, хотя и ругаетесь матерно, и говорите о кризисе жанра. Каждому от игры хочется своего, и на всех не угодишь. Мастера не дураки, свои ошибки и недоделки видят, но видят и то, что им все–таки удалось.
По–моему, это были не самые худшие ХИ. Естественно, только дурак утешается тем, что другому еще хуже, чем ему, потому я хотела бы в меру сил обратить внимание на наши основные просчеты и рассказать о том, что было, на мой взгляд, успешным.
Во–первых, я утвердилась во мнении, что большие игры готовят не год, а как минимум два. Надеюсь, что красноярская мастерская группа, побывав на нашей игре, многое увидела, как бы приценилась к материалу и наших ляп не повторит (впрочем, эта надежда перманентна уже кучу лет).
Во–вторых, мастерская группа не должна быть сборной дилетантов–энтузиастов. Верно, многие из нас были мастерами на других играх, но командой в полном смысле слова мы не были. И не было человека, который мог бы сказать "цыц". Демократия любит меру, а когда ее много, это уже анархия. Нужен диктатор, по крайней мере на играх. У нас единого лидера не было. Отсюда и несостыковка правил, и раздрай в решениях мастеров. Правящий триумвират был назначен прямо на игре. На безрыбье, как говорится. Не скажу, что мы дураки и не могли разрешать экстренные ситуации — могли, и неплохо, но пока три головы сгонишь в одну кучу...
В–третьих, на мой взгляд, играющий мастер это все же не дело. Он может подыграть в определенной ситуации, не выходя из рамок своих обязанностей — к примеру, ежели к мастеру по оружию воззовут как к Тулкасу, почему бы как Тулкасу и не ответить? Собственно, на это мы и рассчитывали в мертвятнике, предполагая отыгрыш суда Намо. Честно говоря, я была рада, что на это подвинулись немногие — уже к середине первого дня стало понятно, что я сама могу угодить в реальный мертвятник или в психоотстойник. Нельзя объять необъятное.
В–четвертых. Это уже относится к так называемым объективным причинам, которых называть поименно не хочется — дело прошлое, да и ломы. Но вот напряги с распечатками правил, аусвайсов, чипов и пр. мы получили.
Вот основные проколы. Остальные — как бы следствие оных.
Что было успешным.
Во–первых, мне кажется, что система соотношения эльфийских чар — людской воли была хорошей находкой. Несомненно, требуется доработка, но мне кажется, что ее вполне можно взять за основу для других игр. Действительно, чем на игре отличается эльф от человека, если смертность не отыгрывать? Да ничем. Хитов столько же, остальное по мелочам. Ну, глазки подведены (хорошая, кстати, находка). И все. По поведению, бывает, от орка не отличишь — но это уже предмет для другой статьи. А вот чары — уже что–то. И народ за эти чары и волю так боролся, квесты выполнял, подвиги совершал. Подействовало.
Второе. Многие ругают экономику Никодима. Знаете, я оценила ее, побывав на "Арканарке", игре отнюдь не самой лучшей. Но экономику я просекла и считаю ее вполне себе неплохой. Ведь ни рогулек пасти, ни вокруг полей всей командой скакать не надо. Конечно, ХИ — не экономическая игра, и вводя экономику для всех рас мы как бы принижаем мир Толкина, подгоняем его под наши понятия, но что поделаешь? Вряд ли кто решится делать два экономических пласта игры — для возвышенных эльфов и для приземленных людей и гномов. Крыша поедет. У мастеров, конечно. Состыкуй, попробуй!
Третье. Мне кажется вполне удачным наш подход к информационной игре. Тут, правда, сыграли опять те же самые объективные причины, из–за которых мы не смогли сделать библиотеки для черного блока, так что им уж что досталось. Но даже те, кто имел обширнейшие библиотеки, не всегда раскапывали всю информацию, даже когда она у них под носом была. Потому отмечу команду Остранны, которая раскопала практически все и начала ковать крутые артефакты, начав совершенными голимцами. Под конец ребята были просто обвешаны мастерскими бонусами.
Мне кажется удачной и система колец. Действительно, для игры не так важна философская подоплека соотношения стихий в мире Толкина, как непосредственное действие этих артефактов на игре. Вполне логично предположить , что Три и Одно взаимно компенсируют друг друга (не без нюансов, но это уже на волю будущих мастеров), это можно предположительно вывести из того самого поединка на Ородруине, когда с Кольцом Саурон никуда не может деться. Два кольца при этом присутствуют в непосредственной близости, третье предположительно в Лориене (кто знает?). Логично, что кольца были просто замкнуты друг на друга, не просто аннулируя магию, но и не давая их владельцам воспользоваться даже некоторыми из личных их свойств. А вот с назгульскими кольцами тоже интересно — понятно, что Саурон делал их с прикидкой на людей, но ведь в них кое–что вложил и Келебримбор. И кольца еще никогда не надевались людьми. Кто знает, какие будут побочные эффекты? Так что для Саурона это было в общем–то экспериментом. На людях.
Как и сами ХИ всегда эксперимент на людях, как со стороны мастеров, так и со стороны самих игроков. Кстати, побыв мастером, начинаешь понимать, почему Валар избрали политику невмешательства. Знаете ли, когда пытаешься посмотреть на событие глазами эльфа и одновременно орка, тут судить невозможно. У каждого своя правда, и каждый ей верно следует. И если ты не хочешь никому подыгрывать, то судить просто невозможно. Каждая сторона дает вполне обоснованное толкование своих действий, и вроде бы ничего не скажешь. Я не могу карать орка за то, что ведет себя как орк. То же по поводу эльфа. И разобраться, кто тут в глобальном смысле прав или виноват можно только приблизительно, основываясь на модели мира.
В 1996 году мастера попытались сделать такую модель мира — с оценкой добродетельности деяния. Наверное, это была неплохая идея, но слишком механистично претворенная в жизнь, потому оказавшаяся не слишком действенной.
Я не стану говорить о мелочах, выводящих игрока (и региональщика) из состояния душевного равновесия — вроде помех со связью, из–за которой режут менталку Саурону. Не буду сетовать на свою горькую судьбину, когда вместо тупой и спокойной работы регистратором покойников пришлось решать кучу других проблем. Не стану плакаться, что не осуществилась куча хороших заморочек. Прошу прощения у игроков, если что. Мы старались, ребята.
Судя по отзывам, многим игра все же понравилась. Я хочу поблагодарить игроков и команды, которые всячески мастерам помогали, вплоть до полумастерского регулирования игры. Знаете, мастеру всегда отрадно, когда команда выполняет мастерскую вводную, которую создавали мастера в сотрудничестве с игроками. Я имею в виду команды Тарбада и Гондора.
Балин хотел сыграть Саурона — он его сыграл, и весьма неплохо внешне, о внутренней игре команды не скажу, не бывала у них. Конечно, полный Чегевара стоит гоблинского дирижабля, но внешне был страшный и коварный Враг, и это было хорошо.
Жаль, что эльфы опять оказались не слишком боеспособны. Прямо какая–то беда. Ребята, эльфы народ, конечно, возвышенный, но не унылый, а достаточно жизнерадостный и боевой. Я не хочу обидеть команду Раздола — классные бойцы, но ведь их было страшно мало, и все же они сделали, что могли. Так скажем — у Балина бойцов, которые умеют биться в правильном строю, больше. Честно говоря, надоело всех мерить мордобойной меркой, но куда денешься. Балин прекрасно понимал, что если он начнет кататься катком, то игра кончится в два дня. Так что спасибо ему за содействие мастерам и игре.
Лучшей командой я считаю Гундабад. А игроком — Арака–шамана. Очень славная была команда Виньялондэ, хотя в боевом смысле весьма посредственная. Хиселин — тоже один из лучших игроков этой игры. Ничего не могу сказать о Галадриэль. Наверное, Лора действительно была лучшей из исполнительниц этой роли внутри команды, наверное, там действительно был толкиеновский мир, но внешне Галадриэль не проявилась никак. Думаю, это из–за усталости после мастерения на "Завоевании Рая". Хотя ведь и Балин был не в лучшем виде — два дня жил на уколах. Однако, сыграл.
Людские команды были хорошие все, но у них ведь руки развязаны — Толкин мало что писал о не–Эдайн. Вот они и резвились во всю. И здорово получалось.
Про Нуменор мало что могу сказать — не видела. Вообще–то предполагалось куда более активная игра, но стиль команды Сергея Запорожского остается прежним — выходят в большую игру под конец. Жаль.
Тар–Атанамир был неплох, Гай игрок хитрый. Наверное, я всех не назову. Игроки мне, честно говоря, понравились. Это была игра фанатиков в смысле отыгрывания заморочек, что и хорошо. Правда, мы не ожидали такой бурной активности творчества, потому с бонусами у нас было туговато, так что будущим мастерам ХИ неплохо бы продумать систему награждения за всякий хороший отыгрыш и изобретательство (не дирижаблей, естественно).
Что хочется сказать напоследок. Уже не раз говорят о кризисе ХИ, о том, что и небо было раньше синее, и вода мокрее. Ребята, а не надоело? Это не у ХИ кризис, это у вас кризис. Ну, если ХИ вам так постыли, так что же ездите? Значит, все же ищете чего–то? Значит, нужно? Понятно — человек, который начал играть году в девяностом будучи лет шестнадцати, сейчас уже достаточно взрослый и на все смотрит по–иному. Себя, юного, наивного, он утратил, куда денешься? Это тоска по отрочеству, вот и все. А ведь играют не одни ветераны — приходят новые ребята, и о каком кризисе ХИ они и понятия не имеют. Они играют.
Так что не будем ныть, а вернемся к играм, перейдя на новую ступень и возраста, и опыта, и мастерства.