Итак, на этот раз предлагаю вашему вниманию
тему бюджета игры. Актуальность данной темы думаю не вызовет сомнений. Основной
проблемой сегодняшнего бюджета РИ является: неформальный вид деятельности
(отсутствие спонсоров, р/с и т.д.), слабопрогнозируемый доход (не известно,
сколько игроков приедет, сколько из них со скидкой и т.д.) и столь же слабо
регулируемый расход. В итоге довольно часто бюджет игры сходится либо в ноль,
либо сходится в минус.
Не ставя своей целью открытие каких-то ноу-хау в
этой области, хочу поделиться тем, как сделать так, чтобы сократить до минимума
риск вылететь в «минуса», где взять деньги до игры и т.д.
По сути, все содержание статьи можно пересказать
одной фразой: деньги надо
считать! Далее мы рассмотрим несколько практических рекомендаций и
полезных советов по тому, как это можно делать. Вполне возможно есть и другие
способы управления движением денежных средств.
Думаю, не открою Америки, если скажу, что прибыль
зависит от двух вещей маркетинга/продаж и грамотного управления ресурсами. Не
буду сейчас углубляться в тему маркетинга и продаж, поскольку это тема для
отдельной статьи, да и предмет маркетинга мне не слишком хорошо знаком.
Остановлюсь на управлении ресурсами.
Весьма желательно выделить на решение
административно-хозяйственных вопросов отдельного человека. Нельзя усидеть на
двух стульях и решать одновременно технические и творческие вопросы. Людей
способных на это можно по пальцам пересчитать. В результате либо будут проблемы
с игрой, либо с ее обеспечением.
Первое с чего стоит начать - это оценить
проект: размер предполагаемого дохода, и предполагаемый расход бюджета.
Представим на время, что вы решили провести игру на 100 –150 чел. Допустим
где-то в регионе, не в Подмосковье. Чтоб максимально снизить риск перерасхода
бюджета доходы надо считать по минимуму, расходы по максимуму. Если вы заявляете
игру на 150 человек – рассчитывайте на 50-100 человек (отслеживается по заявкам
и интенсивности обсуждения вокруг игры, хотя если по вашим оценкам будет треть
от заявленного числа игроков – это повод задуматься о качестве игры и о том,
стоит ли ее проводить).
Далее считаем расходы: - Еда и напитки -
аптечка - проезд до полигона (МГ или всех участников) - предметы
антуража - расходы на рекламу (сайт, визитки и т.д.) - расходы на связь и
т.д.
Если вы не первый раз проводите игру, посчитать
расходы будет значительно проще. Для этого надо посмотреть основные статьи и
размер расходов с предыдущих игр. Какие из них по итогам игры были оправданы,
какие нет. Например, закупили 20 кг. макарон, за игру «ушло» только
8 кг. Значит, в этот
раз при равных исходных данных брать больше 10 кг – не целесообразно. Если игру Вы
проводите впервые, то рекомендую поинтересоваться у более опытных коллег, обычно
они охотно делятся опытом. Сделать поправки на повышение цен. Посмотреть, что
изменилось применительно к данной игре. Заложить часть суммы на непредвиденные
расходы. Часть бюджета готова. Расходная.
Поговорим теперь о доходной части. Здесь ситуация
напоминает анекдот: «Мент устроился не работу, проходит месяц, два, а он все за
зарплатой не ходит. Вызывает его начальник: ты почему за деньгами не приходишь?
«А что здесь еще и деньги дают? Я думал - дали пистолет крутись как хочешь!»
Каждый крутиться, как может. А потому для начала нужно оценить свои
возможности. А дальше искать
недостающие возможности, или сокращать расходную часть.
Универсальных рецептов нет, но могу поделиться некоторыми проверенными
способами. Итак, доходная часть бюджета обычно формируется:
- из
взносов игроков, для чего необходимо вести ведомость по игрокам и собирать
взносы под расписку игрока о сдаче денег. (Довольно частый случай в моей
практике, когда мне приходилось бегать за мастерами, чтобы сдать взнос, могла бы
и не сдавать, в принципе, никто бы не заметил).
- из
«основных средств» Те же рации, если вы не планируете ограничиться одной
игрой, выгодней, на мой взгляд, купить, чем брать в аренду. Некоторые предметы
антуража тоже имеют свойства накапливаться и т.д.
- из
кармана мастера. Для оптимизации расходов можно ежемесячно скидываться всей
МГ по определенной сумме, например рублей по 100. До игры набежит вполне
приличная (для региональной игры) сумма.
- на
халяву. По знакомству, за счет фирмы где работаешь и т.д. Например
распечатка правил, или мед.обеспечение игры путем привлечения знакомых медиков.
В этом случае крайне рекомендуется вести подробный учет ВСЕХ!!! расходов
(планируемых до игры и фактических), сэкономленные средства лучше тоже
фиксировать, чтоб утрата «халявы» для вас не стала серьезной и неожиданной
проблемой.
- по
бартеру. Можно освободить команду от взноса, если они, например, на сумму
взносов привозят продукты для кабака, в заранее согласованном с мастерами
ассортименте. Таким образом, экономятся оборотные средства. Но здесь обычно возникает масса проблем
административного характера.Чаще
всего данный метод себя не оправдывает, хотя бывают исключения. Использовать или
нет – решать вам.
- из
доходов с прошлых игр. Если на прошлой игре вы вышли в плюс вовсе
необязательно эти средства тратить. Их можно вложить в основные средства.
- из
внешних источников. Но со спонсорами вопрос сложный, поскольку надо будет,
во-первых, объяснить, зачем это спонсорам надо, а потом отчитаться за
потраченные средства. В общем, это уже совсем другая история.
- А еще можно объединиться ресурсами с другими МГ.
Например, если у вас нет знакомого веб. дизайнера, работающего в крупной
компании, на хостинге которой можно незаметно разместить собственную страничку,
то, в конце концов, можно скинуться несколькими МГ завести домен, например:
http://www.kazrpg.ru/ купить
недорогой платный хостинг и размещать там страницы мастерских групп и игр. А
веб-дизайнера можно поискать и удаленно. Либо экстренно учиться самому.
Вот собственно и все. Если мои рекомендации Вам помогут, я буду только
рада.