- Я хочу стать центром окружности! - заявила Точка. Что ж, по законам
геометрии все точки равны, и каждая из них может стать центром окружности. Для
этого нужны только циркуль и карандаш - и ничего больше. Но едва лишь к ней
прикоснулся циркуль, Точка завопила: - Ой! Больно! Ой! Что вы колетесь?!
Ф. Кривин. Точка на плоскости
Представьте себе ситуацию: полевая игра, вечер, лес, дорога. На дороге лежит
только что зарезанный труп... и настойчиво отмахивается от комаров. Или другая
картина: киборг случайно обжигается о крапиву - и совершенно по-человечески
вскрикивает. Ясное дело, полевая игра полна условностей. Палаточный лагерь
обозначает большой город, развешанный на ветвях парашют изображает королевский
дворец, палки с наконечниками в виде конских голов символизируют лошадей... В
большинстве случаев это никому не мешает и не отвлекает от роли. Зато часто
мешают и отвлекают всякие мелочи, вроде упомянутых эпизодов с комарами и
крапивой. Это происходит оттого, что игроку не пришло в голову заранее подумать
о подобных ситуациях.
Допустим, вы носите очки. Если вы в таком виде будете играть средневекового
нищего или дивного эльфа - очки будут категорически мешать окружающим
воспринимать ваш образ адекватно. Наденьте контактные линзы, придумайте ещё
что-нибудь - только избавьтесь от очков. В конце концов, на большинстве игр
вполне можно выбрать такую роль, для которой очки - не помеха (учёный, законник,
маг, и так далее). Попробуйте избавиться от особенностей, которые характерны
для вас в обычной жизни, но неестественны для персонажа. К таким особенностям
обычно относятся очки, часы, татуировки, пирсинг, маникюр, клубные причёски и
тому подобные вещи. Конечно, от татуировки сложно избавиться - ну так хотя бы
спрячьте её под игровой костюм!
Подумайте о том, как вы будете справляться с неизбежной угрозой вашему
физическому комфорту и гигиене. Например, от тех же комаров прекрасно помогает
репеллент: обрызгался - и лежи себе трупом хоть всю игру! Никто не требует от
вас тараканьей неприхотливости и подвигов нечеловеческой выносливости. Но если
вы, допустим, не готовы ходить босиком,- не вздумайте играть хоббита, юродивого
или австралийского аборигена. Беритесь играть роль только в том случае, если
связанные с ней телесные лишения вас не пугают. Вы - король? Отлично! А
теперь представьте себе, что вам придется торчать на солнцепёке в тёплой мантии,
короне и прочих регалиях. А может, вы - воин или стражник? Тоже неплохо, но
готовьтесь выступать в дозор в шесть утра под проливным дождём. Наконец, если вы
обычный (или даже необычный) крестьянин - не бойтесь испачкаться в грязи! Мне
приходилось наблюдать эдаких "пейзанов", которые будто сошли с фарфоровых блюдец
с пасторальными сюжетами - панически боящихся, даже по крайней ролевой
необходимости, прикоснуться рукой к чему-нибудь пачкающему. Я ни в коем
случае не призываю всех становиться панками. Но когда нищий или крестьянин
заботится о гигиене настолько, что это постоянно бросается в глаза,- наверное,
этому игроку следовало выбрать другую роль.
Уверяю вас: нет ничего опасного в том, чтобы поступиться некоторой частью
своего комфорта ради улучшения образа персонажа. Мне как-то по случаю смерти
персонажа пришлось полчаса проваляться в луже, пока окружающие решали, что
делать с телом. Согласитесь, если бы тело вдруг зашевелилось и у всех на виду
поползло на более сухое место,- органичность действия была бы моментально
нарушена. Ничего, я не простудился, не заболел. И это не единственный случай:
мне (точнее, моим персонажам) приходилось спать на голой земле, окунаться в
речку, проводить несколько часов под дождём, на протяжении всей игры ходить
босиком, в сентябрьскую ночь прятаться в лесу в одной лёгкой рубашке... и никаких
неприятных последствий из-за этого не случилось. Я вовсе не мазохист и, уж
конечно, чувствую себя гораздо комфортнее в компьютерном кресле, чем в грязной
луже. Но на ролевую игру я всё-таки еду именно затем, чтобы полноценно играть -
в том числе подкрепляя переживания персонажа физическими ощущениями. (Только
не приписывайте мне крайностей: я ограничиваюсь только теми физическими
ощущениями, которые не помешают мне после игры вернуться к цивилизованной жизни
и работе. В конце концов, игра - это всего лишь игра, и не может идти речи о
том, чтобы для полноты ощущений наносить настоящие раны или применять настоящие
пытки.)
Решайте проблемы своего комфорта игровыми методами. Вот игровой пленник
сидит в игровой тюрьме. Наступает вечер, холодает. Игровой пленник надевает
белую повязку, отправляется к своей палатке, облачается в тёплый свитер, заодно
перекусывает "Сникерсом" - и возвращается обратно в игровую тюрьму, где снимает
повязку и продолжает страдать от голода и холода. А ведь ту же самую проблему
можно было решить исключительно игровыми методами - например, попытавшись
договориться со стражником. Если стражника изображает не совсем тупой игрок - он
и сам поймёт, что его товарищу по игре не худо бы утеплиться, и "подыграет" ему,
найдя способ принести тот же самый свитер, но без выхода из роли и без белых
повязок. Например, стражник может элементарно пожалеть заключённого. Или,
наоборот, пленник может представлять такую ценность, что стражнику придётся
обеспечивать его тёплой одеждой (даже если сам стражник думает: "Уж скорее бы ты
сдох!"). Также можно заключить какое-нибудь соглашение ("Так и быть, я принесу
тебе что-нибудь тёплое, но ты мне за это..."). А может быть, стражник падок на
азартные игры и согласится сыграть с заключённым в кости - и при этом проиграет
услугу по добыванию тёплой одежды. Короче, возможностей масса, и выходить из
роли, пожалуй, стоит только в каких-то запредельно безнадёжных случаях.
(Например, если стражник действительно тупой "по жизни".)
В конце концов, если терпеть лишения никак не получается, и игровыми методами
проблема не решается,- конечно, решайте неигровыми. Но делайте это так, чтобы не
мешать окружающим оставаться в игре. Например, если вы не заключённый, а
свободный персонаж - вам ничто не мешает сходить к своей палатке и утеплиться.
Но при этом имеет смысл надеть тёплую одежду под игровой костюм, а не на
него. Не демонстрируйте коллегам по игре ваши проблемы комфорта и гигиены.
Решайте их незаметно. Как-то мой персонаж постранствовал по полигону босиком
чуть ли не по колено в грязи. После этого вояжа было целесообразно помыть ноги
(да и всё остальное) - но это было целесообразно для игрока, а вовсе не для
персонажа, который не интересовался санитарией с самого рождения. Что делать?
Выход оказался простым: я "по игре" отправился в речку ловить рыбу. Я
художественно ловил её на виду у целого игрового поселения - и параллельно решал
проблему личной гигиены.
Впрочем, даже если вы неисправимый чистюля - для вас не всё потеряно.
Существует масса ролей, подходящих именно вам. Придворные дамы, популярные
менестрели, врачи, священники, эльфийские владыки - для таких персонажей
повышенное внимание к комфорту и личной гигиене даже способствует образу. Только
не играйте нищих, бродяг, бомжей, разбойников, орков,- и всё будет в
порядке. Ради удачной игры можно пожертвовать не только санитарными
условиями, но и некоторыми игровыми вещами. Я никогда не переживаю за судьбу
предметов, которые везу с собой на игру (если, конечно, эти предметы - мои
собственные, а не одолжены у знакомых). Если по ходу действия игровому костюму,
оружию или детали реквизита суждено испортиться, сломаться, утонуть, сгореть,
расплавиться, порваться или просто пропасть,- пусть так и произойдет. Это не
значит, что я разбазариваю вещи направо и налево. В самом деле, игровые предметы
достаточно редко попадают в ситуации, когда им наносится непоправимый ущерб,- в
моём случае раз или два за сезон. Но уж если такая ситуация действительно
произошла,- по-моему, не стoит мешать вещам встречать свою печальную участь.
Иначе получается то же досадное несоответствие, что в случае трупа,
отмахивающегося от комаров, или киборга, боящегося крапивы. Вещи - это всего
лишь вещи. Не имеет смысла беречь их настолько, чтобы нарушалась полнота и
насыщенность игрового действия.
Получается, что иногда стoит пойти на некоторые неудобства, испытать
физический дискомфорт и даже, возможно, пожертвовать какими-то личными вещами,-
но взамен получить более глубокое вживание в образ персонажа и более "живую"
игру.
Ростислав Чебыкин (Филигон Кендер), г. Москва Материал взят с
сайта Филигона http://www.philigon.ru/
Напечатано в N 23 журнала
по ролевым играм «Мое королевство»