Впервые в этом
году на «Зилантконе» начал свою работу Fashion-блок.Он предназначен для всех тех, кого интересует
дизайн и изготовление одежды: игровой, исторической, театральной, стилизованной.
Честно говоря, мы, т.е. небольшой оргкомитет Fashion-блока (Хабарова Екатерина,
Кокарева Лилия и Бударина Гюзель), не
слышали о такого рода мероприятиях на других конах и фестивалях и потому не
могли опираться на чей-то опыт.По этой причине мы немного волновались.
Хотя твердая уверенность в том, что наш блок не только имеет право
на существование, но и необходим на таком большом фестивале, как Зиланткон, у
нас была.
И, надо сказать, нашлось
немало желающих принять активное участие в работе семинара: выступить с
докладом, поделиться своим опытом, обсудить общие проблемы. Все
они откликнулись на наши письма, которых за сентябрь-октябрь было написано
великое множество. Когда Fashion-блок открылся, первое, что было забавно: перед
нами сидели совершенно незнакомые люди, но, когда они называли свои имена, мы
узнавали в них наших адресатов, которые еще по переписке стали нам почти
друзьями. Так безличные E-мэйлы обретали конкретные человеческие лица.
В первую очередь участниками
Fashion-блока стали, конечно, те, кто непосредственно занимается костюмом –
изучает его историю, шьет одежду для игр или занимается исторической
реконструкцией. Это - руководители и представители мастерских по пошиву игрового
и исторического костюма из разных городов: Москвы (Александра Яковлева), Пензы (Кузьмина
Ольга, Калякина
Юлия), Североморска (Спицына Наталья,
Михина Валентина); представители клубов ролевого моделирования и исторической
реконструкции (Дацыков Иван, Степин Илья, Григорьев Александр,
Эфендиева Гюнай, Павел и Сафа Проказовы и многие другие). Среди гостей и
зрителей были и те, кто хотел получить ответы на конкретные вопросы, связанные с
костюмом той или иной эпохи и народа; и те, кому просто хотелось поговорить с
единомышленниками и обсудить волнующие каждого проблемы.
Работа блока состояла из двух
частей: собственно семинар и, так сказать, шоу-программа, т.е. конкурсы
костюмов. На семинаре все доклады делились так: презентации мастерских по пошиву
игрового и исторического костюма, презентации самих костюмов, теоретические
доклады о роли костюма вообще, доклады по конкретным эпохам, отборочный тур
конкурса исторического костюма (обсуждение на семинаре, вопросы аудитории и
т.п.). В разделе презентации мастерских были представлены: мастерская «NP»
(Наталии Пермяковой) из Москвы, мастерская «У Алены» из Пензы, мастерская клуба
«Гиперборея» из Североморска. «NP» представила не сама Наталия, а
Александра Яковлева. «У Алены» - Калякина Юля
и сама Алена (Ольга Кузьмина); «Гиперборея» - Наталья
Спицына. Мы услышали рассказы о том, кто и как шьет костюмы, какими источниками
информации пользуется, что вообще вкладывает в понятия «костюм» и «образ». Такой
обмен опытом, на наш взгляд, полезен всем заинтересованным лицам. Всегда хочется
знать, «а как это делают другие?»
В разделе докладов прозвучало
выступление Ольги Кузьминой «Костюм и образ на ролевых играх и исторических
фестивалях». Она раскрыла эту тему на примере славянского костюма и говорила о
том, как создать узнаваемый образ, как сделать костюм, соответствующий
исторической реальности (выкройки, пошив и т.д.) и как самому соответствовать
выбранной эпохе. Проблема создания образа и необходимости отыгрывать свой
персонаж вызвала бурное обсуждение этой проблемы. Многие высказывали свою точку
зрения, рассказывали о том, какие нормы существуют в их клубах. Особенно активно
выступали представители клуба «Легенда» из Москвы: их руководитель - Гуннар
Ворон, леди Мелиан (Павел и Сафа Проказовы), леди Семиас (Гюнай
Эфендиева).
Очень содержательным был доклад
Наташи Спицыной из Североморска о вышивке в славянском костюме 11-12 вв. В нем
она рассказала не только о технике, материалах, расположении вышивок на одежде
славян, но, что еще интереснее, продемонстрировала умение «читать» орнаменты,
как текст. Наташа объяснила смысл и происхождение наиболее распространенных
орнаментальных мотивов (поле, засеянное поле, роженица, Мокошь и т.д.),
разделила эти мотивы на женские, мужские, девичьи. Особенно позабавило всех то,
что, оказывается, многие «крутые» реконструкторы-бойцы, украшая свои костюмы
вышивкой, по незнанию помещают на своих рубахах чисто женские символы
материнства и родов.
Очень зрелищно прошли презентации
костюмов. Юля Масляева из Казани представила роскошный костюм знатной
французской дамы конца 16 – начала 17 века. В это время во Франции
распространилась испанская мода. Юля увидела это платье на картине неизвестного
художника лет пять назад и загорелась желанием сшить его. Она нашла мастерицу,
которая помогла ей с кроем, и сшила. На семинаре она устроила вполне пристойный
испанский «стриптиз»: снимала одну за другой детали платья, рассказывала о них,
передавала посмотреть зрителям. Это было очень интересно! По следам «Зиланта» в
одной из казанских газет даже вышла статья, которая так и называлась «Испанский
стриптиз».
Вслед за ней выступил мастер Йон из
Москвы с презентацией костюма простого ремесленника Старой Ладоги 11 в. Его
костюм ничуть не проиграл от соседства с Юлиным платьем. Во-первых, Йон принес
костюм в мешке и стал очень артистично, как фокусник из шляпы, доставать из
этого самого мешка по очереди рубаху, штаны, носки, пояс, обувь и т.д.
Во-вторых, все это сопровождалось интереснейшими комментариями по поводу
особенностей швов, выкроек, тканей. Совершенно подкупало отсутствие всяческого
высокомерия при явном и доскональном знании материала и высоком качестве
исполнения.
Была еще презентация древнерусского
чешуйчатого доспеха конца 13 - начала 14 вв., который представил Александр
Григорьев из саратовского клуба «Городище». Саша сделал такой доспех для себя и
продемонстрировал его на семинаре. Мужская часть аудитории слушала очень
заинтересованно. В следующем году можно попробовать выделить тему изготовления
доспехов в отдельный блок семинара.
С демонстрацией русского доспеха
соседствовала презентация будущего костюма знатной золотоордынской ханум этого
же исторического периода, т.е. 13-14 вв. С докладом выступила Лиля Кокарева.
Этот костюм шьется для экспозиции Национального музея Республики Татарстан. За
основу взяты материалы из могильника 14 в. Маячный бугор, под
Астраханью.
Гюзель Бударина провела
мастер-класс по татарской кожаной мозаике. Это специфически татарская техника
шитья из кожи. Отдельные кусочки кожи сшиваются между собой особым декоративным
швом, известным только у татар. Техника настолько красива и оригинальна, что мы
сочли ее вполне подходящей для мастер-класса на фестивале в столице Татарстана.
Сапожки (знаменитые ичиги), выполненные в этой технике в свое время с успехом
продавались не только по всей России, но и в Европе.
Планировались еще мастер-классы по
плетению тесьмы и по вышивке, но в пылу подготовки к семинару о них забыли. Те,
кто их планировал привезли и без того обширную программу. На мастер-классы уже
не хватило ни времени, ни, видимо, сил. На будущий год обязательно разовьем этот
блок семинара. Мечтаем провести мастер-классы по золотому шитью, по той же
кожаной мозаике, по плетению на бердышках и дощечках. Можно будет многому друг у
друга научиться. В мечтах же остался круглый стол по историческому крою. Очень
жаль! Впрочем, мы обсуждали итоги семинара с его участниками. Почти все готовы
на будущий год поделиться собственным опытом.
Очень продуктивно прошло обсуждение
исторических костюмов, представленных на конкурс. Участники продемонстрировали
свои костюмы перед аудиторией семинара и в присутствии двух членов жюри,
остальные судьи были уже на самом конкурсе. Рассказали о том, к какой стране,
эпохе, сословию относится их костюм; какие использованы источники, какие ткани,
швы, обосновывали те или иные детали туалета.
Положено было представить еще и
паспорт костюма, но, к сожалению, в массе своей народ был к этому не готов. С
докладом о том, каким должен быть паспорт, еще до конкурса, на семинаре
выступила Ольга Кузьмина из Пензы. Участники
семинара задавали костюмированным конкурсантам вопросы, уточняли, делали
замечания.
К сожалению, не получилось
подобного же обсуждения на семинаре игровых костюмов, представленных для
игрового конкурса. Уже не хватало времени. А жаль! Некоторым участникам очень
хотелось выслушать мнения о своем наряде: замечания, пожелания, просто
обсуждение образа. На будущий год нужно просто обязательно выделить для этого
время!
Сами конкурсы костюмов прошли в
рамках турнирного блока: игровой – на игровом, исторический - на железном. На
железном турнире все было представлено как прием у восточного владыки, то бишь -
Хабар мурзы. Судьи изображали мудрецов дивана. Участники конкурса представали
перед владыкой и рассказывали о себе. Жюри оценивало как костюм, так и артистизм
в подаче образа. Это была одна из главных идей конкурса. Т.е. оценивалось не
только качество реконструкции, но и соответствие заявленному образу. Среди самых
удачных демонстраций - Наташа Спицина из Североморска (клуб «Гиперборея»). Она
так артистично изображала девушку кривичей (11 в.), мечтающую выйти замуж и
«родить сыночка», что совершенно подкупила жюри.
В жюри входили
сам Хабар-мурза, он жеХабаров
Владислав, он же Балин; Ромадин Дмитрий - он же Динар; Руденко Константин- сотрудник Нац. Музея РТ, археолог,
кандидат исторических наук; Яковлева Александра,
представительница мастерской "NP"; и наконец, Хабарова Екатерина - руководитель
оргкомитета Fashion-блока. На наш взгляд, жюри для конкурса исторического
костюма вполне правомочное.
Игровой турнир проходил в этом году
как кинопробы «Последний герой боевика», поэтому конкурс соответственно принял
вид кастинга на роли тех персонажей, которых представляли участники. В жюри
этого конкурса вошли Лиссе, Лора Бочарова, Слава Хабаров. В присуждении наград
учитывалось мнение оргкомитета Fashion-блока. Костюмы были очень хороши!
Полноценные исторические стилизации, оригинальные модели, качественное шитье.
Видимо, времена мальчиков и девочек в занавесках канули в прошлое. И, слава
Богу!
Собственно в ролевой блок семинара
вошел организованный Ранди круглый стол с обсуждением проблем пошива костюмов на
игры: стоит ли ехать в лес в шелках и бархате, костюмы "два в одном" и т.п.
Пришла большая толпа народа, который стал очень активно обмениваться мнениями и
делиться опытом изготовления игровой одежды и доспехов.
Был доклад Ильи Степина из Тулы о
том,
что представляет собой подобающий костюм для техногенной игры.
АнтонинаКаковиди вместе с Наилей
Суркиной рассказали о специфике театрального костюма: чем он отличается от
игрового, из чего шьется и т.д.
Хорошо дополнил этот блок
мастер-класс Юлии Гильтий из Киева по гриму. Она ответила на множество вопросов,
продемонстрировала варианты грима персонажей различного возраста и
происхождения. Это было очень интересно!
В целом, ролевой блок был явно
меньше реконструкционного. А хотелось бы большего равенства в количестве и
уровне докладов. Тем более, что ролевики – традиционная аудитория «Зиланткона».
Надеемся, что на будущий год в Fashion-блоке прозвучат презентации полноценных
игровых образов, тем более, что уровень игровых костюмов на самом Зилантконе, на
балу, на конкурсе был очень высок.
Главный вывод - семинар многим
интересен и нужен. Люди обменивались адресами, материалами, делали заказы.
Слушатели, зрители присутствовали на семинаре постоянно. У нас большие планы на
будущий год и еще немало идей. Очень постараемся сохранить все дружеские
отношения, контакты и знакомства, сложившиеся в процессе работы блока. Надеемся,
что в следующем году желающих принять участие в нашем Fashion-блоке будет, как
минимум, не меньше, чем в этом.