Для создания игры по историческому материалу, требуется достоверная
реконструкция нарядов не только героев-людей, но и мифологических персонажей. В
рамках данной статьи мы коснёмся лишь кельтских пласта мифов. Нельзя создать
игру по кельтам, не затронув глубоких верований последних в Туата де Даннан. Не
будем сейчас рассказывать о том, кем бы мог являться этот народ, а поговорим об
их одежде. Если о нарядах людей древних времён мы можем узнать из гравюр или
захоронений, то для реконструкции одежды существ мифологических мы можем
использовать разве что легенды и саги. Хотя бывают и исключения, так, например,
некоторые факты об одежде таких существ, как эльфы (а именно эльфами считают
Туата де Даннан) приводит в своем трактате "Тайный союз эльфов, фавнов и фей"
шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году: "женщины эльфо-народа шьют, ткут
и вышивают необычайно изящно, и есть ли продукт (их действий) результат работы с
земными материалами, или же это неосязаемое сплетение радуг, и просто
фантастическая имитация обычных плодов долгих стараний смертных вышивальщиц -
для понимания того недостаточно всех наших способов и чувств." Но обратимся
же наконец к ирландским сагам. Ведунья Фейдельм из Сид Круахан из
"Похищение быка из Куальнге" одета так: "Девушка ткала бахрому, держа в правой
руке станок из светлой бронзы с семью золотыми полосками на концах. В зеленых
разводах был плащ на ее плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым
навершием. Сквозь все одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну
ночь...". Вообще для реконструкции ирландских эльфов - Туата де Даннан
потребуются ткани двух основных цветов: золотой и алый. Вот описание женщины из
Волшебной страны, которую встретил у источника король Ирландии Эохайд Фейдлех:
"Красный волнистый плащ с серебряной бахромой был на той женщине, и чудесное
платье, а в плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней,
гладкая и прочная, с узорами красного золота. На груди и плечах с каждой стороны
скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с диковинными ликами зверей. Солнце
освещало женщину и всякий мог видеть блеск золота на зеленом шелке. Две косы
цвета золота лежали на ее голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на
концах". (сага "Разрушение дома Да Дерга). С другой стороны, таковы же
цвета и противников Туата де Даннан - фоморов: "Вдруг увидела она что-то,
и был это плывший по морю серебряный корабль, немалый на вид... Увидела на нем Эри
прекрасного воина. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха золотыми
узорами. Золотая пряжка была на его груди, и от нее исходило сияние бесценного
камня. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с золотой рукоятью,
изукрашенной серебром и золотыми заклепками." ( сага "Битва при Маг
Туиред") Что же касается персонажей, которые являются историческими или
хотя бы псевдо-историческими, то хотя мы имеем более подробное описание их
одежд, но можем обратить внимание, что в целом цвета их одежд мало отличаются от
тех, что носят ирландские боги. К примеру, вот что замечает герой Фер Диад
легендарной королеве Медб: У тебя, Владычица круаханских холмов Зычен
голос и воля крепка! Так неси же парчу, неси шелка, Серебро и золото, и
жемчуга - Я все, что сулила, принять готов! ("Похищение быка из
Куальнге", М, 1985, с 237)
А вот - описание одежды знаменитого героя Кухулина, прозванного "псом
Кулана": "На нем чудесная, дивно сработанная алая рубаха с пятью складками.
Золотая пряжка на белой его груди у ворота - с полной силой бьется о пряжку
грудь. На нем светлый плащ с накидкой, изукрашенный сверкающей золотой нитью."
Тут же дано и описание его возничего: "Перед ним вижу я возничего, стройного, с
веснушками на лице. Голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что
сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо. Золотые бляхи с обеих
сторон в волосах юноши. На плечах его плащ с разрезами, а в руках жезл из
красного золота, которым он правит конями" (сага "Сватовство к Эмер"). Приведу
еще несколько описаний одежд из ирландских саг. Итак, сама Медб: " Женщина
высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с золотистыми прядями волос. На ней
был пурпурный плащ, а в нем на груди золотая заколка. Прямое, остроконечное
копье сверкало в ее руке". ( Там же) "Были одеты они (два сына Айлиля и Медб) в
два зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две
рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями висели у пояса
юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных ликами зверей из белого
серебра". А вот следующее описание позволяет вспомнить одежду скандинавского
Одина ("Он был в синем плаще и назвался Гримниром"): "Приблизились ко мне два
мужа, Ол и Отине, пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками
на груди. На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра." Что интересно,
так это отличие между символикой этого цвета (синего/голубого) в разных
культурах. Так, если у скандинавов синий - это цвет магии и волшебства, то в
Ирландии - это скорее признак мужества и героизма: "Знаю я этих двоих, то были
Ол и Отине, люди из свиты Айлиля и Медб. Всякий раз, как идут они в битву,
знают, что не уберечься кому-то от раны". То есть, в данный цвет одеваются
герои, те же воины, чья сила имеет магическую природу, как например, Кухуллин,
опять же предпочитают алое с золотом (см выше). Однако же не стоит
зацикливаться только на этих двух цветах при реконструкции на играх образа
"просто кельтского эльфа", так как всё выше сказанное относится скорее именно
к ирландским легендам. Если же обратиться к Уэльсу, то тут нет как таковых
строго определённых стандартов в одежде эльфов. Так король Аннуина Аравн в своём
наряде вообще не использует символику этих двух цветов: "И тогда увидел он
(Пуйл) выехавшего из леса всадника на высоком пятнисто-сером коне, в тёмных
одеждах с охотничьим рогом на шее" ("Пуйл, князь Диведда"). Хотя при желании
можно найти и тексты, в которых есть упоминание о золоте, так вот описание
жены Пуйла Рианнон: "Молодую женщину на прекрасном белом коне, в одеждах,
сверкавших золотой парчёй". В любом случае, надеюсь, что данный текст сможет
доказать, что зелёный цвет в одеждах эльфах не является обязательным при
реконструкции эльфийского лагеря на игре, посвящённой кельтам. Список
используемой литературы: 1. "Похищение быка из Куальнге". - М., "Наука",
1985. 2. "Предания и мифы средневековой Ирландии". - М.: "Издательство
Московского Университета", 1991. 3. "Сказания красного дракона". - М.:
"Менеджер", 1996.
Вышло всего 555 экземпляров переведенной на русский язык знаменитой книги Роберта Кирка (1691) с доп. и комментарием Э.Ланга (1893). Заказы принимаются по следующим адресам - elvenbook@mail.ru / tarnhari@list.ru