Первый бал. Воображение тут же
рисует образ Наташи Ростовой, хрустальные люстры, зеркала и все, что
подсказывает нашей памяти классическая литература. Однако у нас речь пойдет о
куда более прозаических вещах.
В один прекрасный день вы
понимаете, что вам «хочетсястранного», т.е. чего-то такого, что в данный момент окружающая
действительность предложить не может.
Мне вот так в 2001 году после
очередного зимнего бала захотелось танцев 19 века: полонез, мазурки, польки,
вальсы...Дурная голова, как
известно, ногам покоя не дает. Имея приблизительное представление о том, как
делаются балы, я сделала в Интернете страничку с объявлением, содержание
которого, к сожалению, не сохранилось, но сводилось примерно к следующему: «Вы
не поверите, но я снова хочу на бал. Чтоб как в 19 веке: вальсы, полонез, ....
Все, кто любит меня - за мной!»
А теперь прелюдия закончена, и я
перехожу к описанию этапов той подготовки и граблей,которые могут оказаться у вас на
пути.
1. Постарайтесь максимально четко понять, ЧЕГО
вы хотите и ЗАЧЕМ вам это надо.
В моем случае это выглядело
так:
Я хочу бал в стиле 19 века, потому
что это единственный способ подтолкнуть моих знакомых ролевиков начать учить эти
танцы. В ту пору в Москве еще вовсю
действовал принцип «мы ходим на танцклассы, чтоб выучить то, что будет на балу».
Добавить что-то новое в программу чужих балов было очень тяжело из-за слова
«традиционный». Чтобы «пропихнуть» на наши балы полонез, например, нам с Руной
пришлось действовать через Казань.
2. Соберите группу энтузиастов, готовых вам
помогать.
Ключевой момент – их ответ на
вопрос «ЗАЧЕМ», по меньшей мере, не должен вступать в конфликт с вашим. В
противном случае вас ожидает набор сюрпризов – и хорошо, если только на этапе
подготовки, а не на самом бале.
3. Определитесь с программой
бала
Т.е. совместным мозговым штурмом
решите, какие танцы, светские игры и т.п. будут у вас на бале. И какими
материалами на эту тему вы располагаете. Этот этап затяжной, т.к. идеи за один
день не генерятся.
4.Распределение обязанностей
Не пытайтесь взвалить на себя все.
Принцип «Хочешь сделать хорошо – сделай сам!» работает, безусловно. Возможно, вы
сумеете все это вытащить на собственном хребте, но чувствовать вы после себя
будете... Короче, искренне не советую. Лучше научитесь сразу грамотно распределять
обязанности и контролировать выполнение работы.
5. Следующий вопрос: «Где?» Причем, два
раза.
1) Если среди энтузиастов
есть клуб, готовый предоставить место и время под танцклассы – считайте, что вам
повезло. Так бывает далеко не всегда. Зачастую клубы готовы принять участие в
самом бале, но не в подготовке. А это момент существенный, т.к. количество
предбальных танцклассов прямо пропорционально качеству и возможной сложности
бала.
В противном случае сначала ищем
место для танцклассов: школы, клубы, дома культуры и т.п. Через знакомых, друзей
и друзей знакомых. Совет: на всякий случай не стоит упоминать в разговоре с
начальством термин «ролевые игры». Как показала практика, дирекция очень часто
бывает настроена резко против ролевиков. Лучше всего действует упор на слова
«возрождение культуры балов», «старинные танцы», и т.п. Можно показать
пару-тройку красивых фотографий с подобных мероприятий у других. Действует. Если
повезет, то можно даже получить бесплатно.
Еще один нюанс: в Москве я
натыкалась неоднократно на своеобразное понимание слова «бал» руководствами ДК и
т.п. Если коротко, то «Бал» = «Элитарность» = «Деньги». Поэтому советую сразу
начинать разговор с того, какой контингент вы
представляете.
2)Собственно, помещение для бала. Принцип
поиска см. выше.
Минимальные требования – Бальная
Зала и две гардеробные. Причем, не забудьте учесть соотношение предполагаемого
количества гостей и размера зала. Толпа может загубить самую хорошую
идею.
В гардеробных комнатах очень
желательны зеркала и розетки.
6.Так же необходимо подумать, где
разместить буфет.
Если бал по продолжительности
небольшой, то в буфете более чем достаточно прохладительных напитков и фруктов.
От газировки типа «Буратино» лучше откажитесь – жажду она не утолит. Минеральная
вода, соки, морсы. Очень хорошо зарекомендовал себя опыт буфетов Золотых Лесов –
холодный каркаде, компоты, минералка с ломтиком лимона.
На моем первом бале у нас вообще
была только минеральная вода без газа, чтобы можно было освежиться после танца.
Если бал продолжительный, то стоит
добавить чай, кофе, бутерброды, печенье, сладости и т.п.
Посуда – одноразовая. Позаботьтесь
о контейнерах для мусора, чтоб не превращать буфет в
свинарник.
7. Техническое оснащение. (Магнитофон,
компьютер и т.п.)
Музыку должно быть хорошо слышно,
не смотря на количество людей в зале. Из личного опыта, самый хороший вариант –
4 колонки по углам зала. Лучше поднять колонки повыше, иначе звук «утонет» в
пышных юбках.
Техника должна быть проверена
неоднократно. Хорошо иметь запасной вариант на случай выхода из строя основного
набора (отказал из-за перегрузок усилитель, завис компьютер и
т.п.).
Независимо от того, с какого
источника вы будете запускать звук, всегда хорошо иметь копию (диска ли, кассеты
ли) во избежание непредвиденных ситуаций.
На музыке должен сидеть отдельный
человек, в идеале знакомый с программой, чтоб он мог в нужный момент остановить
музыку или поставить ее сначала по команде распорядителя.
Захватите с собой удлинители –
провода не должны тянуться через центр зала.
8. Полиграфия.
Билеты (приглашения) на бал,
бальные книжечки с последовательностью танцев. Что касается билетов, то тут все
зависит опять-таки от ваших возможностей. Можно заказать в типографии цветные
билеты на плотной бумаге, а можно обойтись обычным принтером и вашей фантазией,
воплощенной в черно-белом варианте. Красивый билет хочется оставить на
память.
А вот бальные книжечки из глянцевой
бумаги делать не советую - на ней очень неудобно писать.
9. Распределение обязанностей на
балу:
Распорядитель (и люди, способные
ему помочь), несколько человек на буфет, люди на входе, проверяющие\продающие
билеты, человек на музыке, спец. службы – камера хранения, гвардия (на всякий
случай).
Мой первый бал был омрачен
неприятным происшествием – во время бала кто-то обокрал мужскую раздевалку.
Выводы напрашиваются сами собой: предупредить гостей, дабы они не брали с собой
ценные вещи (крупные суммы денег, например) и устроить «камеру хранения» -
комнату, в которой отдельный человек (как в гардеробе) принимает вещи гостей и
складывает их в пакеты с номерками.
10. Было бы очень неплохо украсить как-то зал. (Особенно, если сам по себе он не
представляет шедевра архитектуры и дизайна).
11. Лично мой пунктик – ЭТИКЕТ.
Я считаю, что, прежде всего, бал от
танцевального вечера или дискотеки отличает некая особая система отношений между
людьми, манеры. В зависимости от специфики бала заранее готовятся правила
этикета.
В качестве примера можно посмотреть
вот эти материалы:
А если по-простому, то пожелания
гостям насчет костюмов и обуви – чтобы бал был все-таки похож на бал. Это стоит
объявить заранее, тогда участники смогут тщательнее подготовиться.
В некоторых залах хозяева
настоятельно просят не портить паркет – соответственно, исключается обувь,
которая может поцарапать пол.
Итак, вы встретили гостей,
проводили их в раздевалки. Не стоит задерживать начало бала, потому как, скорее
всего, сдвинуть его окончание на более позднее время вам не
удастся.
Начало бала – это яркое действо,
которое ни в коем случае не должно смазываться. Это может быть троекратный удар
жезла распорядителя, фанфары или что-то подобное. Гости сразу должны понять, что
бал начался.
Не забывайте о паузах между
танцами. Иначе ваш бал превратится в танцевальный марафон. У гостей должна быть
возможность спокойно общаться, кавалерам нужно время, чтобы пригласить дам или
найти приглашенных заранее.
Окончание бала тоже стоит как-то
выделить – последний танец, прощальное слово хозяев бала.
Опять-таки мое личное мнение: бал
должен заканчиваться на эмоциональном подъеме, а не тогда когда у гостей уже нет
никаких сил. Тогда после бала остается ощущение «Ах, еще бы хоть чуть-чуть!», а
не «Господи, как же ноги болят!»
Гости расходятся. Но вам
расслабляться еще рано. Нужно прибрать помещения, проверить, не забыли ли гости
что-нибудь (постоянно что-нибудь да забывают!), вынести мусор. И вот теперь
можно выдохнуть.
Желаю удачи!
Гурова
Анастасия - Ранди - г.Железнодорожный
Напечатано в N 26 журнала
по ролевым играм «Мое королевство»