В очередной раз проходя мимо стены
с рекламой на Зиланте, мы вдруг наткнулись на плакат «Старинные сказания
Средиземья. Кельтская арфа, вокал». Только увидев слово «арфа», я понял, что
пойду обязательно, чем бы это ни оказалось.
А оказалось это просто потрясающим
концертом. Мэлдис, игравшая на арфе и певшая нам, была просто великолепна.
Крайне редко удаётся услышать настолько красивую музыку и голос. Звуки арфы
производили невероятное впечатление: мелодия казалось нежной, светлой... наверное
так могла звучать эльфийская музыка.
В общем, это надо слушать, словами
описывать бесполезно.
Для многих это была ностальгия,
далёкие давние песни, с которых всё начиналось. Мэлдис пела старые, почти
забытые песни. Это было похоже погружение в сказку...
Интервью с Анастасией Паписовой,
Meldis в ролевом
движении.
—Мэлдис, вчера многие слышали твой
концерт — это были, в основном, старые песни. У некоторых сложилось впечатление
что ты вообще первый ролевой бард — ну или стоящий у начал этого
движения.
—Ничего
подобного, эти песни пелись, ходили... они все пережили большой поток ролевых
песен. Они сложны для исполнения, не каждый человек сможет их спеть и сыграть,
может поэтому они не прижились, стали забываться... Вот песни «Алой книги», к
примеру, хоть стали переиздавать... А некоторые вообще забывались, и мне стало их
жалко, потому что песни действительно хорошие, я хотела бы чтобы они жили
дальше.
—А кто-нибудь кроме тебя поёт эти
песни?
—Есть
люди, которые поют песни «Алой книги», но немного. Не могу сказать точнее,
потому что долгое время в тусовке отсутствовала. Меня позвали выступить, и я
выбрала именно эти песни, потому что их перестали
исполнять.
—Раньше (в 95-96) я слышал как люди
пели песни из «Властелина». Сейчас же почти нигде их
нет...
—Раньше
пели переводы, например, Лена Сорокина пела песню Галадриэль, несколько человек
ещё делали переводы... «Убегает дорога вперёд» — это одно из переложений, такой
отдалённый вариант перевода. Раньше у нас ничего на руках не было, игры
проходили раз в год, но были книжки. Люди прочитали и первым делом схватились за
то, что там было. Были стихи, и они на это дело написали музыку. А потом пошла
накручиваться ролевая тусовка, люди стали писать об уже ролевых событиях, других
сюжетах... Старая тусовка писала по тому, что было под руками, а новая — о своей
жизни.
—Когда я только-только начинал свою
жизнь в ролевом движении, я слышал довольно интересные и сложные песни. А
сейчас, например, «Короля и Шута» можно слышать почти на любой игре. Не говорит
ли это о том, что песни становятся проще, попсовее?
—Мы
любили «Аквариум», подобные группы... Гимннобразные песни приживаются, а лирика —
ускользает.
—Ролевики по большей части играют на
том, что можно вывезти: гитарах, губных гармошках, барабанах, флейтах... Мэлдис, а
почему ты выбрала арфу?
—Я
начинала играть на гитаре... У меня есть маленькая коленная арфа, которую можно
было вывезти на игры. Но я перестала ездить лет на пять, наигралась что ли... А
потом все люди, с которыми мне интересно было общаться, они тоже перестали
ездить. Когда я ушла из ролевой тусовки, занялась фольклорной музыкой.
Получилось так: я заболела музыкой, приобрела инструмент, научилась играть... а
потом я поняла, что кроме как играть фольклорную музыку, можно на нём играть
всё, что угодно. А поскольку сюжеты Толкиена были взяты из культуры европейских
народов — те же эльфы часто играют на арфах — а, значит, их песни можно
исполнять под этот инструмент, и это, наверное, должно быть
хорошо.
—А та арфа, которую мы видели вчера
— это кельтская?
—Кельтская — это прародитель
классической. Наверное, в древние времена барды ходили с маленькими арфами,
потому что неудобно было бы таскать другие. А вообще их есть несколько
«калибров»: большие оркестровые, «средние» и маленькие наколенные. Когда
Галадриэль прощалась с Братством, она плыла на лодке и играла на маленькой
арфе.
—Арфа, как я понимаю, довольно
дорогой инструмент?
—Да,
конечно. Есть дешевые, но любой инструмент, на котором можно издавать приличные
звуки стоит довольно дорого.
—А реально ли возить на игры
маленькие арфы — они выдержат нахождение на природе? Например, вчера в зале было
холодно и большая арфа расстроилась.
—Моя
старая арфочка, например, переживёт всё что угодно, с ней делали всё. Зимой мы
выступали на платформе, иногда она долго лежала и почти не расстраивалась. Если
инструмент качественный, то возить можно. Конечно, его жалко, ведь гитару можно
купить новую, а арфа — редкий инструмент, который сложно починить или достать
новый.
—Мэлдис, а где можно тебя услышать
ещё?
—Я буду
давать концерты (информация есть на сайте http://meldis-harp.ru), и сейчас я буду записывать
кельтский материал, наверняка запишу и эту программу, потому что мне уже многие
сказали: «Давай, пиши!».