Ох, как муторно оставлять детей на
попечение! Как не хочется расставаться с ними! Как прикольно было бы брать их с
собой – дабы и поиграть, и порадоваться жизни – и не напрягаться пристраиванием
чада в городе.
Бедные мы родители, бедные!
Но я, как родитель продвинутый и
матёрый, сразу скажу: не только чужие дети растут быстро! Не парьтесь – ваши
чада тоже вырастут. Вымахают ого-го! Дорастут до возраста, в котором их уже
вполне можно вывозить на игры и даже – о счастье! – играть при этом
самому!
Оказалось по здравом размышлении,
что за восемь лет присутствия моих детей на играх накопилось у меня немало опыта
по детским ролям. Расскажу как водится по порядку.
Только это для мам, которые уже
поняли, что почасовое кормление и сидение на привязи детям нужны не очень.
Потому что на играх питание нерегулярное, сон тоже. А опасностей – ну как везде
в лесу. То есть не очень много. На дорогах больше.
Итак, вы выросли лет до шести.
(Что, еще не выросли? Отложите этот журнал года на три – он вам еще
пригодится).
Роль
одиночная.
Тяжело, конечно. Но возможно. Лучше
всего, если вы на игре, куда собираетесь отправить ребенка не иначе как мастер.
Или в хороших отношениях с мастерами. Тогда фантазия начинает работать.
«Маленький
мамонт»
Илюшка был шести с половиной лет от
роду, когда мы с мужем вместе отправились на игру. Игры были незатейливыми, с
сертификатами и «честными словами». Добрый мастер выдал Илье бумажку о том, что
он – с виду маленький мамонт. С хоботом и шерсткой. Илья был счастлив, ускакал
куда-то на весь день и шлялся по лагерям, поедая «хоботом» еду и разрешая
гладить себя по «шерстке». Поскольку его в основном знали (а кто не знал –
просто на умилении), то его кормили-поили и не обижали.
Лишь однажды он попал в племя,
которое решило, что маленький мамонт лучше чем ничего. И мягко (!)забило его дубиной. Тут огретый пенками
Илья достал из кармашка бумагу о том, что «Пришел Большой Мамонт и растоптал
обидчиков». Мастер-на-команде отправил троих «убойцев» вместе с Ильей в
мертвятник, где они честно отсидели три часа. После чего его уже больше никто не
обижал.
Мораль: оставьте ребенка
чувствовать себя свободным, но озаботьтесь его охраной в игровом плане. И едой
(я перед игрой обошла все лагеря, раздала три кило печенья с просьбой кормить
Илью, ежели он забредет)
«Пятидесятипроцентный
мальчик»
Игра «Альфа» строилась на магии.
Магия – на бонусах. Бонусы – на обрядах. Представьте, КАКотносились команды к Илюшке, который –
благодаря добрым мастерам – давал 50% к каждому проведенному в его присутствии
обряду! Да на руках носили и оберегали. И сдавали напрокат другим
командам.
Мораль: сделайте ребенка нужным
полигону и он ощутит свою важность. О еде – та же история.
«Подкидыш»
Вероника приехала будучи семилеткой
на «Земноморье» - собственно, сюжет ее роли заключался в том, приемная дочка
правительницы острова Гонт. Но на руке у нее была «татуировка». В процессе игры
я не поленилась отправить к ней девушку, которая рассказала ей о том, что есть
еще люди с подобными татуировками... Ника ухлопала всю игру на розыски своих
братьев-близнецов, а потом выяснила, что их родным отцом является Император
Атуана, приверженец Близнецовой религии. К счастью Макс любезно согласился
немного подыграть ребятишкам и они были при делах – служили переносчиками
информации.
Мораль: устройте замутуна подольше и воспользуйтесь дружескими
связями – они помогут вашим ребятишкам поиграть всласть.
«Травница»
Вероника - ученица ведьмы. Никто
так кропотливо, как моя девочка не собирал травы, не вклеивал их в книжечку, не
искал определенное растение. Конечно, занятие нудное, но травница из нее
получилась. Ведьма была довольна тем, что ей не понадобилось самой разыскивать
эти чертовы травинки и в благодарность таскала Веронику на слеты нечистой силы и
даже к концу игры смастерила ей метлу – так что мое дитя кружило потом где-то
«надо мной» - счастливое и довольное.
Мораль: лучше быть нужным, чем
свободным. Если ребенок чувствует свою необходимость где-то – он займется даже
тем, что в реальной жизни вы бы от него не добились (например, все школьные
гербарии за Веронику уныло делал папа. Или я).
«Домовенок»
Спаси вас бог давать ребенку оружие
для защиты! Какой-нибудь «всепробивающий перочинный нож». Он же всех перережет
из одного желания повлиять на мир и неумения делать это взрослыми способами!
Мальчику Саше в роли Домовенка Кузи выдали такой нож и умение прятаться «в
туман». И считалочка детская приобрела на «Цветке папоротника» новое звучание:
«Вышел Кузя из
«тумана»
Вынул ножик из
кармана
Буду резать, буду бить,
Мастера, давай
следить»!
Костюмы
Ну, это святое! У нас детской
игровухи в доме чуть меньше чем взрослой! Причем для них она легко перешивается
из устаревших маминых\папиных вещей. Побольше яркого и веселого, просторного и
немаркого – и ваше чадо вполне серьезно изображает из себя то летучую «яшприцу»,
то хоббитенка, то ведьмочку («Маленькую Бабу-Ягу»). Переодевание – это волшебное
преображение. Никогда не выезжайте с ребенком на игру без костюма – даже если он
не играет, он должен чувствовать себя «в стилле».
И потом – это же так здорово –
одевать их в необычное!
Командные
роли
Тут легче... Или наоборот сложнее.
Для команды ребятишек маленького возраста обязательно нужен человек, который бы
с ними играл с удовольствием, защищал бы их от опасностей и... постоянно бы
втравливал в события...
Так случилось, что в Красноярске
это была как раз я. Потому что у меня и у моей подруги были дети
соответствующего возраст, которых надо было развлекать и делать полезными для
игры.
Она, кстати, как раз всегда была
главным мастером этих немаленьких игр. От 100 до 350 человек собирались на
полигоне и среди них были наши малыши – и их приглашенныеприятели-знакомые. Всего до 15 человек.
15 было один раз, и то пришлось их поделить на две
команды.
Предшественники
В 22 номере МоёКа статья Михаила
Кожаринова «Лестница Странников» как раз об этом:
«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – знаковое
слово для детей 6-9 лет.
«Мы проводили на такой возраст игру
«Лесная сказка». Большинство детей не могло уловить весь ход событий и
взаимовлияний одних сюжетных линий на другие. С энтузиазмом выполняли
последовательность действий, которой обучали их более старшие проводники: как
спрятаться от злых орков с помощью магии. Ребенок делал ручки домиком и читал
«заклинание». Орки «ничего не видели». Это был хит! Сюжет пришлось сильно
упрощать чтобы он ложился в рамки конечных и односложных последовательностей:
засада на дракона, выпуск птиц на волю из клетки,...»
Золотое наблюдение! И теория
лестницы странников жизнеспособна. Отлично объясняет интересы
детей.
«Коридор»
Мы знали это на практике. И когда
нашим тусовочным деткам было по 4-5-6-7 лет, мы устраивали для них «коридоры».
Запутанное помещение с разными – лучше темными – комнатами – мы декорировали под
Замок, Хижину, Логово Дракона, болото... И нехитрый сюжет (злой Дракон похищает
добрую их проводницу, эльфийскую царевну) заставлял малышей пройти этот коридор
«до победного». Главное было – чередовать страшное, смешное и красивое. Как
сияли свечи и «драгоценности» дворца, какое было простенькое «болото» - просто
круги бумаги, по которым надо было пропрыгать до выхода. Но до сих пор моя
сестричка вспоминает тот момент, когда из кучи тряпья рядом с последней «кочкой»
высунулась чья-то рука и ухватила ее за ногу! А как они ловко дрались подушками?
Как кидали дротики? Как подбирали ключ к замку. То есть младшие просто двигались
вместе, но старшие уже вовсю действовали. Главное было – создать
последовательность действий.
«Путешествие»
Успех «коридоров заставил нас
устроить летом на местных подростковых ХИ«Великое хоббитское путешествие». Над сюжетом долго думать незачем –
что-то они должны раздобыть, а для этого –что-то преодолеть. В нашем случае это
была Кружка, в которую перековали Нарсил (строчка из популярной
песни
«Где теперь тот
клинок
Когда грозный час
пробил?
Перекован в Хоббитании на
ложки»
Традиционное послеобеденное затишье
в командах – и хоббиты тронулись в путь. Они переходили от одного лагеря до
другого, встречались с разными существами, подвергались опасностям и испытаниям.
Вот они спасли Оленя – и он рассказывает им в благодарность о Волшебном
заклинании, что на дереве. Они забирают заклинание и – о чудо – на них выбегает
именно тот тролль, которого заклом этим можно «окаменить». Вот они добывают уже
кружку в обмен на сокровища тролля, но тут на них нападают злые дракониды и
берут их в плен. Но из кустов вылетают отважные рохирримы и спасают их, и
отводят к себе, и кормят. А потом провожают до оврага. Но там их ждут – и вся
команда в лапах орков, которые требуют только одно – Кружку!Дети отказывают. Тогда орки «убивают» на
их глазах проводницу из Рохана. А потом тянут руки к проводнику. И дети отдают
кружку. Но вот является Гэндальф! ...
Сюжет такого путешествия
придумывать легко и вспоминать приятно. Морока только в технической части –
договориться с утра с каждой командой, которая не прочь помочь. Обеспечить закл
на дереве, Оленя – на дороге, драконидов – в засаде, кучу хавки – у рохирримов.
И надо бежать впереди, отслеживая, все ли в порядке.
На следующий год наши ребятишки
спасали потомков эльфийских владык.
Еще через год собирали Алую Книгу,
раскиданную по листочкамв разных
концах полигона...
А потом они выросли и стали –
играть.
У нас есть лангедок, написанный для
десяти старших игроков и десяти-двенадцати малышей от 6 лет. Детки играют кучей,
помогают друг другу и – неизбежно выигрывают. Мы прокатывали его раз пять –
когда подрастала очередная компания тусовочно-соседской малышни. Называется он
«Мертвецы и призраки», подверстан под Хэллоуин, но может быть сыгран и в любое
другое время.
И тогда дети уже могут выезжать в
команды.
Железные
деревья
Команда ребятишек от 7 до 12 лет на
полигоне может быть в тему – если ее вписать. Кожаринов: «Интересен случай
разновозрастных игр. Старшие играют сюжет, младшие – фон, то есть деятельность
вроде бы не зависимую от сюжетных разработок (обрабатывают поля, охотятся). Дело
в том, что фон как раз предусматривает строгую последовательность действий.
Например: экономика игры завязана на черчение кругов и квадратиков. Старшим это
скучно, они бегут от такой «работы», а младшим – в кайф! В итоге ценность
младших резко возрастает, за них начинается битва среди старших. У тех команд,
где младших оказывалось больше, с экономикой все было
хорошо»
Это правда! В нашей хоббитской
команде «поля», нарисованные на земле и засаженные веточками, росли с каждым
циклом. Нашим не надоедало втыкать эти веточки и знать, что это – будущие чипы,
за которыми придут из соседних команд. А деревянных коров они ласково звали
«Дерёнками».
Мастер по экономике пускал слезы
умиления до тех пор, пока не понял, что карточки сельскохозяйственных чипов у
него закончились. С тех пор на наших полях произрастали так же и «железные»
деревья. Пара выходов «в свет» - и дети уезжали с игры счастливые: они были
нужны, им было интересно. .
А персонала на них было немного: я
сама, Алёна – да трое ребят 12-13 лет, приехавшие со своими младшими
братишками.
Маленькие
Маги
Мы даже сделали одну игру
специально под малышей. Игра «Земноморье» имела фишку – ВСЕ взрослые маги
Земноморья куда-то ушли. Теперь в мире только Маленькие Маги.
Наши маги были всевластны. Они
могли сочинить любое (!) заклинание. И если оно было произнесено на Истинной
речи, оно сбывалось. Истинной Речью служил искусственный, но гибкий и богатый
язык эсперанто (я и мой муж владеем им в совершенстве, вот и взяли его в
качестве ИР). Заклинания составлялись с помощью словарей и учебников. Но дети
были малы и правильно составленных заклинаний было мало – и слава богу, а то
потопили бы они все острова к чертовой матери! Из всех заклинаний дети назубок
выучили одно: «Mivolasestihejmetuj!» - «Я хочу оказаться дома
немедленно!» - для спасения жизни. Оно чаще всех и звучало: на всякий случай.
Кстати: именно на «Земноморье» мы
стали использовать для магов воздушные шарики. Правильно написанное заклинание
помещается в шарик и он надувается. Маг с шариком ходит где хочет, а при нужде
лопает шар. И видно, и слышно, и ясно, что именно этот эффект случился – который
в записочке написан.
«Платные детишки – короткие
штанишки!»
На той же игре другая команда была
собрана по знакомым: мы предложили им за небольшую плату устроить их детям
трехдневное развлечение.
Хотя малыши остались довольны,
больше «платных» групп мы не набирали никогда. Не потому, что на них уходило
много хлопот. А потому что мы поняли, что есть все-таки удовольствие от хорошо
сделанной игры и радость своего ребенка – а есть работа за деньги. И эта работа
нам не понравилась.Своей
профессией каждая из нас зарабатывает больше, а ответственности
меньше.
Но тем не менее – опыт устройства
игр для совсем «левых» ребятишек есть и он вполне успешен. Система, впрочем, та
же – а) сделать детей нужными; б) занять их последовательной деятельностью ;в)
устраивать «опасности» и научить спасаться от них.; г) ограждать от реальных
опасностей.
Интересно, что мы так много времени
уделяли команде Империи (маленькому Императору и его двору), что наши
собственные дети остались совсем без бытовых удобств – на их команде остались
только два папы и они больше заботились о приключениях, чем о еде. Маленькие
Маги быстро просекли такую несправедливость и вскоре стали питаться в чужих
командах: за заклинания.
Послесловие
Потом мой сын подрос, прославился в
Хоббитании-2000 (пожелав назгулу «Доброго здоровьичка», сыграл главную роль на
Макарене-2002 (юный король Людовик 14),
поездил по играм от Питера до Иркутска, стал
Главным мастером игры «Fallout-socium» и продолжает
играть.
Дочка подросла, на игры ездит
редко, зато самая креативная и самая активная участница выездных школ и лагерей.
Любит свои фотографии и воспоминания с игрушек, считает, что получила там немало
полезного. Делает доклады и презентации на тему РИ.
То, что сейчас мои дети не тушуются
ни в каких ситуациях, я считаю последствием игр. Они самостоятельны и
решительны, сообразительны и не трусливы. Они уже знают, что в сложных условиях
надо быстро думать и разумно действовать. Слава богу, опыт
был.
Искренне желаю вашим ребятишкам
получить этот опыт в игре: он более безопасен, но не менее
полезен.