Прочитала весь текст Ники, и долго не могла понять, что во всём это не так...
Наконец, сформулировалось. Дорогие мапы! Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
зачем вы везете ребенка с собой на игру? Не с кем оставить? Покормить
комаров свежей дитятинкой? Хочется повыпендриваться? А может быть, для того,
чтоб заново познакомиться? Не секрет, что в "нормальной жизни" мы часто
бываем слишком невнимательны к своим детям - неважно, малыши это или подростки.
Вернее, так: внимательны, но не к тому, что кажется главным ребенку. Уроки,
занятия, кружки, драки, внешний вид, аппетит и т.д. - то есть то, на что
обращает самое пристальное внимание социум, что отслеживается в любом
коллективе, и что служит "показателем заботы о ребенке". За кадром порой
остаётся значительная часть внутренней жизни маленького человека, которую в
"цивильной" жизни не всегда и обнаружишь. Ну правда, не будешь же вести
разговоры "за жизнь", когда столько дел не сделано!.. А если так, то давайте
попробуем посмотреть на игру с другой точки зрения: не как на повод отдохнуть,
оторваться от собственного ребёнка, а как на возможность вместе заняться одним и
тем же делом. Если что-то не нравится в ваших отношениях, попробуйте
отрешиться от обыденных проблем и начать готовиться к игре вместе, но без
обычных эмоций. Попробуйте обращаться с ребенком, как с равным себе, коллегой,
который не вошел в курс дела, но изо всех сил хочет вам помочь. Тут самое время
для спокойного разговора, который может быть интересен вам обоим (двоим, троим -
нужное подставьте). Рассказать о мире, о традициях, занятиях людей, персонажах,
выбрать роли для себя, выяснить, чем придуманные персонажи отличаются от вас
реальных...
А еще, если подумать чуть заранее, можно заранее заложить в роль те
проблемы, которые вы хотели бы решить-проговорить-отработать в своей жизни, но
не получается. Или договориться с кем-нибудь из знакомых заранее, чтобы на игре
пройти через конфликт, который мучает, и при том услышать те слова, которые
почему-либо не получается сказать ребенку. В таком случае почему же мы
закладываемся изначально на детский садик как учреждение, которое даёт родителям
свободу "от"? Может, стоит думать над свободой "вместе" и свободой "для"? В
этом году я видела замечательный "Робин-лэнд", который делали на Никодимнике
Ольга и Бася. Чем он хорош, и чем отличается от детского сада? Он был задуман не
как место, где будут дети изолированы от мамаш, а просто как бесильня, детский
парк, в котором дети смогут найти себе дело в течение 2-3 часов. Это примерно то
время, которое детей можно выдерживать вполне нормально даже не очень
подготовленному человеку. (То есть читай: ролевику без высшего
педагогического.) Кроме того, дети не успели пресытиться, но и успели
наиграться. Следовательно, пришло время сменить занятие. Снова пошли по своим
делам, то есть отправились играть с мамами в общую игру. Получилось на мой
взгляд здорово и не требовало сверхусилий. Если я не права, пусть меня поправят
героические защит(ой!) - зачинщики "Робин-лэнда". И ещё: где дети могут
увидеть азартно играющую в мяч маму, или папу, лихо вызывающего на дуэль
противника? Тахта-тапочки-телевизор - все это, возможно, будет. Но не в лесу. А
там, кроме комаров, крапивы и прочих неприятностей (от которых даже самые
маленькие, кстати, довольно быстро учатся защищаться) есть волчий аппетит,
азарт, песни у костра, а самое главное - есть странные взрослые, которые как
будто не перестали быть детьми, готовые поддержать любой детский разговор,
вступить в игру, помочь справиться с неприятностями и вместе посмеяться над
ними. Так может это и есть настоящая жизнь?
Людмила Звозскова, мастер, игрок, мама троих детишек г. Москва