В последнее время при
подготовке к очередной игре мне неизменно вспоминается рассказ Тэффи «Жизнь и
воротник». Героиня рассказа однажды опрометчиво приобрела обычный дамский
воротничок... и пропала. Сначала воротник потребовал новую блузку, затем старая
юбка оказалась ему нехороша, ну а после дело дошло до полосатого дивана, «от
которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого
уже несколько дней настойчиво требовал воротничок». Затем и вовсе начался
хоррор. Ролевики могли бы рассказать много интересного на эту тему. Когда-то
для участия в ролевой игре было достаточно гуманизированной изолентой клюшки.
Причем доподлинно известно, что «на хороший меч должно уходить не меньше
тридцати метров изоленты». В комплекте с таким оружием шел плащ-занавеска и
хайратник, а ниже пояса ролевика тех лет вполне могли прикрывать «только
пижамные штаны и мозоли», то есть джинсы. Великие вехи забываются, и
теперь некоторые даже думают, что занавеска – это безвинно погибшая мамина
штора. Отнюдь – из портьерной ткани действительно выходит неплохой антураж, а
«персона нон грата» современных игр была ничем иным, как парой метров
подкладочной ткани, собранной у горла на тесемочку. Шли годы. Даже самый
ленивый ролевик за несколько игровых сезонов был вынужден пополнить парк своих
игровых костюмов – тематика-то разная. Народ даже начал поглядывать косо на
сарацинских танцовщиц и скандинавских наемников, особенно если встречал их на
игре по Франции 17 века. Сферический ролевик в вакууме вздохнул и взялся за
иголку – или за кошелек. К слову сказать, собственноручно сшитый костюм все же
ценился больше: мы же не зовем актеров больших и малых театров делать за нас
отыгрыш, а костюм – такая же часть персонажа, как язык, история, окружение. Жить
захочешь – не так раскорячишься. В результате виртуозного жонглирования
отдельными предметами одежды разных веков возникали удивительные гибриды,
которые, тем не менее, отлично выполняли свою функцию: отличать ролевика от
грибника, принца от нищего, а в конце концов – просто доставлять удовольствие
владельцу. И тут реконструкторы, которые совсем было отпочковались и
всячески старались отмежеваться от бедных родственников, начали трясти стариной
не только на фестивалях, но и на играх. Волей-неволей, они стали задавать тон на
исторических проектах – и общественности понравилось! В конце концов, ролевики в
массе своей – существа с тонкой душевной организацией, не чуждые чувству
прекрасного. А хорошо сшитый костюм, сделанный собственноручно человеком
неравнодушным (реконструктор конца 90-х, редкий, вымирающий подвид), несомненно,
радует глаз. Да и как-то показалось, что если уж впрягать в одну повозку коня и
трепетную лань, проще нарастить мускулы лани, нежели заставить коня умерить свой
пыл. В правилах игры стал появляться масштабный раздел «Антураж» или «О
костюме». Мастера не жалели сил, привлекая авторитетные источники и даже
создавая краткие пособия для обладателей альтернативно дислоцированных
конечностей. И как-то незаметно этот раздел начал пожирать остальные. Концепция
– по сути, душа игры, Идея – сократилась до пары абзацев, а то и вовсе
заменилась рекламным текстом. Картина мира переместилась в раздел со ссылками,
тропа к которому заросла, даже не успев родиться. Зачастую после ознакомления с
сайтом нельзя было понять, а во что, собственно, играем. Зато подробно
разжевывалось, что надеваем. И «рядовой товарищ оказывался неверно
сориентирован». И действительно – как на большой игре проверишь, что игрок
действительно поработал над персонажем, изучил историю мира, хотя бы посмотрел
список литературы? Зато неподобающий костюм виден сразу. И сразу становится
объектом для оттачивания остроумия – разумеется, со всей игровой мотивацией. Мы
– матерые игроки, мы собаку съели на антуражных фразах и социальных
взаимоотношениях. Только выходит эта собака зачастую как-то некрасиво – будто
костюм одевается не для себя, а для того дяди. Необязательное, но приятное
украшение игры стало подминать ее под себя. Будучи поводом для соцсоревнований и
насмешек, антураж превратил полигон в подиум для «выгуливания» костюмов. Теперь
уже не «занавеска» и белые кроссовки, а «вывезти» один и тот же костюм на два
сезона становится дурным тоном. Не беда, что историчный шлейф собирает все шишки
в округе, а порвет его ваш же кавалер, наступив подбитым гвоздиками ботфортом.
Забудем, что Подмосковье в конце июля – не Норвегия, и в трех слоях льна и
шерсти можно отыграть только «инда взопрели озимые». По колено в грязи – именно
так передвигались утонченные дамы Ренессанса... (ну, допустим, именно так, но
замнем для ясности ;) Дальше – больше (помните про воротничок?) В роскошном
коронационном одеянии как-то некомильфо стало сидеть на пенке или бревнышке. На
полигон, вслед за гардеробом, поехала мебель: туристические стульчики, шезлонги,
пуфы. Добрые старые КЛМН заменились едва ли не фамильным серебром. И в самом
деле – что делать в лесу без фарфорового сервиза и хрустальных ваз? Остается
надеяться, что асфальтовый каток все-таки до снегов не дотянет, а то будет у нас
еще и асфальтовый каток. Дабы не смущать роскошью простолюдинов, знать
принялась отгораживаться и бросать тень. Десятки лет мастеров вполне устраивали
в качестве стен «волчатник» или веревка, а теперь они вдруг заявили, что терпеть
этого не могут. Никто и не подумает, упихивая в рюкзак пятьдесят метров
подкладочной ткани для обтяжки, купленной оптом на Ботаническом саду –
остановись, пан, доконд пан иде? Разве что вздохнет – маловат оказался
110-литровый рюкзак, надо бы новый... Я поняла, что надо что-то менять в
консерватории, когда на полигон мы вдвоем привезли три рюкзака и спортивную
сумку. Разумеется, не на своем горбу – следующим актом марлезонского балета стал
транспорт. Издавна он служил средством перемещения не ролевиков, а рюкзаков, но
чаще всего был случаен: попутки, добрые самаритяне. Теперь случайность стала
закономерностью: фирмы по аренде газелей уже не удивишь центнерами скарба,
мигрирующего в леса. А без газели никак! Ковры, канделябры, патефоны,
кресла-качалки, кальян и триста двадцать пять скляночек для алхимической
лаборатории. И ведь не будешь из японского фарфора вкушать недокашу-пересуп!
Осталось еще немного места у заднего борта: как раз влезет пара ящиков
шампанского, баранья туша, птичье молоко, соловьиные языки и верблюжьи
пятки. Что еще нужно для игры? А где, собственно, игра? Да и зачем? Званый
ужин, чаепитие, фуршет, пикник, застолье, искупаться (жарища-то какая, хоть
сюрко выжимай!), если найдет стих - потанцевать. Времена, когда игра – это не
спать и не есть, давно прошли. «Война – войной, а обед – по расписанию». Спать,
есть, раскланиваться в костюмах – что еще надо для счастья? А там, глядишь, и
домой пора. Отлично съездили! На следующие выходные – опять? А что за игра? Да
какая разница... Я вовсе не призываю приезжать в рубище и питаться подножным
кормом. Слов нет – игры стали приятнее. Приезжая и устраиваясь с комфортом, ты
гарантированно получишь свою порцию удовольствия. От этого самого комфорта. Но
вот только – а стоило ли выезжать? Бросив все силы на подготовку и доставку
антуража, вдруг обнаруживаешь, что работаешь вполсилы и живешь вполноги. Мне
кажется, мы занялись обогащением сферы физических удовольствий за счет сферы
духовных. Природа стоит на защите равновесия, и если в одном месте прибудет, в
другом неизбежно должно убыть. Время подготовки к игре растягиваться не умеет.
Рано или поздно приходится решать: или подготовка костюма – материальной
оболочки игрока, или персонажа – его психологического одеяния. Цезарей
просим не беспокоиться! Помните о сферическом ролевике и окружающем его
равнодушном вакууме. В последнее время замечается интересное явление. В
эмоциональном плане игры, которые раньше оценивались погранично: либо на двойку,
либо на пятерку – стали уверенными середнячками. Снизились негативные ощущения –
проблема допроса под проливным дождем в течении трех часов легко решается
натягиванием парашюта - но и позитивные стали бледнее. За них ничем не
заплачено, так откуда ж им взяться? Костюм – по сути, красивая тряпка – не
подарит тебе катарсиса, не к ночи будь помянут. Разве что если его порвут, как
тузик грелку – вот уж тут будет эмоций! Эстетическое удовольствие, конечно, тоже
удовольствие. Но уж если забрался в этакую даль на прокорм комарам, полОжил год
жизни на подготовку, не жалко ли разминаться слабым бульоном? Куда как лучше был
бы с пылу, с жару отменный кусок жареного мяса! С кровью и потом. Нет, это я о
чем-то другом. Не говоря уже о том, что в итоге гора родила мышь. Антураж –
средство для погружения в мир - предоставляет возможность отказаться от
моделирования, заменив его реальными предметами. Но совершенно уйти от модели
невозможно! Пока – невозможно. Все равно остаются палатки, и костер (ну ладно –
горелка ;), и тронная зала среди дубов, и горы в виде речки Переплюевки... Чем
меньше отмоделированного, тем сильнее режет глаз то, что все-таки приходится
воображать. В конце концов, когда у тебя король в джинсах, не так важно, что
через Ла-Манш можно шапку перекинуть, а во всей Франции населения – три с
половиной крестьянина и двадцать рыл (личиков) королевских фрейлин. Я не
случайно сказала, что это невозможно только пока. Со временем, наверное, станет
реальностью и аренда замков, и статисты-простолюдины по первому щелчку пальцев,
и двухмесячный переход армий через всю Европу за честью и славой. Кстати о
Европах – там подобное вроде бы давно практикуется. Россия, правда, своей
особенною статью пошла своим путем, но может, конечно, и свернуть. И все равно
придется когда-нибудь остановиться. Ведь убивать по-жизни, я надеюсь, мы
все-таки не будем? Или? Ну ладно, ладно. Это мы так мощно передернули, что
почти оторвали. Мораль сей басни выходит такова: в этой гонке вооружений мы
запросто могли обронить что-то ценное - возможно, это стоит подобрать. Хороший
костюм – штука хорошая, если он делается для себя и в радость. Но не дело, когда
вещи начинают выживать тебя из дома. (закрепляет последний бантик и с видимым
удовольствием поглаживает тяжелую бархатистую ткань, тускло поблескивающую
золотом) А шовчик-то надо было поровнее класть! :)
Гризабелла, г.
Москва
Напечатано в N 26 журнала по
ролевым играм «Мое королевство»