Да, да – бывает, знаете ли... и сам,
главное, не замечаешь, как это с тобой происходит – вроде бы еще вчера был
рядовым, только несколько необыкновенным гражданином, а сегодня пришло это самое
- Оно.
Оно наступает понемногу,
завоевывает сознание от мысли к мысли, время от времени напоминает о себе.
Сначала приходит на ум как, якобы, обыкновенная красивая мечта, потом становится
чем-то вродекрасивой навязчивой
идеи и в один прекрасный момент - хрясь тебя по башке! Да, это Оно –осознание
своего желания учить людей танцам. Ну, может быть не непосредственно аж так –
«хочу учить», а, возможно, опосредованно – «хочу танцевать, но не с кем, посему
хочу научить», но результат все равно един: по Чехову вы - дурак. Что же сказать
вам на это? Welcome to the сlub,
дорогой вы наш человек, собрат и коллега!
Вообще-то не все так страшно, как
может показаться поначалу. Не трудно ведь предположить, что мысль эта не вас
первого околдовала своей обманчивой привлекательностью. Не вас же и последнего.
Самое главное в нашем деле – не переставать учиться, чтобы доля «умности» всегда
перевешивала ту, другую долю.
Одним словом, не столь важно, как,
когда и почему вы пришли к необходимости организации в своем городе или районе
студии или школы исторического танца, но коль скоро такой вопрос перед вами
встал, давайте попробуем последовательно разобраться с тем, как воплотить эту
идею на практике.
1)Для чего все это
надо.
Это первый вопрос, на который
следует обязательно ответить себе честно, иначе ничего не выйдет. Хотя, пожалуй,
может и выйдет, но не надолго, поскольку от ответа на этот вопрос полностью
зависит построение процесса обучения, подбор и активность учеников, а также
непосредственно достижение результата. Если у человека где-то в ближайшем
будущем нет желтых штанов, для получения которых нужно работать, а за ними также
нету малиновых, то и работать он не станет, ибо нет цели и применения получаемых
знаний. Это касается как учащихся, так и преподающих.
Итак, для чего? На вскидку
вырисовываются несколько вариантов:
-Для
организации балов и прочих танцевальных мероприятий открытого и закрытого
характера.
-Для
использования танцев в качестве дополнительного аспекта реконструкции. Как
пример – в РИ, на всяческих пирах, реконструкторских фестивалях и
пр.
-Для
создания танцевального или музыкально-танцевального ансамбля и подготовки
любительских (либо, как сейчас все чаще бывает, коммерческих)
выступлений.
-Из любви
к искусству или ради денег. То есть процесс ради самого
процесса.
Могут быть, конечно, и другие
варианты, но ответить себе честно следует, поскольку далеко не всегда
вышеперечисленные варианты способны безболезненно
сосуществовать.
2)Где?
Каковы бы ни были цели и задачи,
без постоянного помещения вряд ли удастся организовать что-либо путное, ибо даже
просто частая смена зала негативно сказывается на настроении обучаемых. Что бы
вы ни собирались разучивать, нужен зал с более-менее ровным полом, относительно
теплый зимой и не очень душный летом. Ну и, конечно же, за сумму, которую вы
способны собрать со своих учеников. Как правило, вопрос с залом следует решать
раньше других. Иногда даже раньше первого.
3)План проведения
занятий
Мы определились с целью. Если
действительно есть желание ее достичь, логично подчинить ей все остальные
аспекты. И начнем с наиболее общего – плана организации занятий.Естественно, в зависимости от поставленной задачи, он
будет приобретать те или иные особенности.
Скажем, мы решили организовать
через полгода бал на тему «Трех Мушкетеров» человек эдак на 100, и чтобы
танцевали там минимум 60 гостей никак не меньше десяти танцев (пускай
перспектива не кажется вам близкой – сразу же по завершении бала, если он
удастся, вы будете засыпаны вопросами на тему «а что дальше?», «а можно к вам
записаться?», «когда следующие занятия?», «на какую тему следующий бал?»). Или,
положим, организовать за пол года танцевальный коллектив с репертуаром в полтора
десятка танцевальных композиций 15-16 вв.
Полгода - это 26 недель. Если не
напрягаться и давать по два занятия в неделю, выпадает на все – про все всего 52
занятия. Это если не прогуливать в праздники, не готовиться к КОНам и не ездить
на игры.
С составлением и отработкой
репертуара танцевального коллектива все более-менее просто, поскольку
подразумевается относительно стабильный состав участников. Итак, в первом
приближении для составления плана занятий следует:
-выделить
и, если необходимо, переработать для сцены нужные танцы;
-распределить их по предполагаемым
занятиям;
-набрать,
если не хватает, желающих и
-учиться,
учиться, учиться от простого к сложному;
-а
параллельно шить, шить, шить себе костюмы;
-а может
быть еще и шить, шить, шить костюмы нерадивым или неумелым товарищам –
кавалерам, например;
-а еще
стоит поискать, – где бы выступить с промежуточными результатами подготовки для
приобретения опыта и работы над ошибками.
Таким образом, график занятий
выходит достаточно линейный, если не учитывать необходимости в генеральных
репетициях перед выступлениями.
С подготовкой бала несколько
веселее:
-составить хотя бы приблизительную
танцевальную программу бала;
-набросать план подготовки «от
простого к сложному» с периодическим повторением пройденного материала;
выяснить, сколько потребуется занятий для полного овладения составленной
программой (учитывая, что некоторая часть народа присоединится к занятиям не с
первого дня, а некоторая будет старательно посещать все классы);
-набрать,
если не хватает, желающих и учиться, учиться, учиться, на каждом занятии
напоминая, если нужно, про необходимость костюма.
Но! Это основная группа будет
учиться, учиться, учиться. Вряд ли удастся найти и захомутать на постоянные
занятия 100 человек, не говоря уже о том, что далеко не каждый преподаватель в
состоянии удержать такую большую аудиторию. Большая часть гостей на такой
трудовой подвиг не согласится и специально для них придется вставлять в сетку
занятий отдельные танцклассы, где и научить десяти несложным танцам. Неплохо
будет также организовать промежуточные танцевальные мероприятия с тем, чтобы
найти еще желающих, закрепить разученное и, в конце концов, получить заслуженное
удовольствие. Нетрудно заметить, что из 52 занятий около десятка уйдет на
танцклассы для тех, кто не занимается регулярно. Также, в преддверии мероприятий
полезно устраивать нечто вроде «станцовок», где приглашенные смогут еще раз
вспомнить танцы либо согласовать свои знания с тем, что будет танцеваться на
бале, попробовать потанцевать в новом костюме и обуви.
Продолжим:
-после
выяснения общего количества занятий для постоянных и приходящих учащихся следует
попробовать поместить эти занятия в календарике... если получится.
-а если
не получится, а это часто бывает, вернуться к составлению программы бала или
искать возможности увеличения количества занятий.
4)Отрабатываемые
элементы
Перед тем, как перейти
непосредственно к структуре занятия, обозначим дополнительные аспекты, которым
порою не будет лишним уделить внимание во время танцклассов.
Первое – если танец планируется
использовать для общения и не для сцены – этикет.
Где же еще воспитывать в себе
умение изыскано общаться, как не на классах исторического танца? В любом случае
атмосфера занятия только выиграет если присутствующие станут учиться приглашать
на танец непосредственно при его разучивании, попытаются быть галантными с
партнером/партнершей во время занятия. Ведущий может легко подтолкнуть учеников
к галантности даже просто обращаясь на «Вы». И пускай после окончания он пойдет
с ними пить пиво с таранькой, однако подобная практика неизменно скажется на
отношении как к партнерам по танцу, как к преподавателю, так и к преподаваемому
материалу. И уж точно даст свои результаты непосредственно на
мероприятии.
Скорее к этикету же и отношению к
занятиям можно отнести внешний вид занимающихся. Требования здесь выдвигаются
исключительно на усмотрение преподавателя и варьируются в зависимости от
контингента. Скажем, для разовых занятий накануне мероприятия выдвигать
требования к костюму фактически бесполезно – мало кто из относительно
нетанцующего народа их станет придерживаться. На периодических же занятиях
следует обращать внимание как минимум на удобство тренировочного костюма, а
порою следует выдвинуть и эстетические требования к внешнему виду.
Второе – это культура движений,
пластика танцора. Отдельно эта тема неплохо развита в статье Вионы «Про
пластический этикет танца» (доступна в сети, например здесь: http://www.rpg.ru/rpg/3711). Скажем только
– да, важно! Очень полезно предлагать игры и упражнения на пластику, упражняться
в реверансах, в умении держать себя и контролировать тело. И первым делом –
осанку! Ибо с нее все и начинается. К сожалению, сегодня все больше вокруг нас
кривых спин и хотя регулярные занятия танцами осанку рано или поздно, но
обязательно исправят, следует все-таки по сутулым спинам сзади, незаметно для
других порою постукивать и пускай они выпрямляются как можно
раньше.
Следующее – физическая подготовка и
выносливость. Очень, знаете ли, немаловажные способности человека танцующего.
Если кавалер после двух-трех кругов польки или вальса начинает помирать,
полулежа на скамейке, – на последующие два-три танца он уже совсем не человек
танцующий, а вовсе и человек томно сидящий, усиленно дышащий и печально на все
смотрящий. Одним словом -потерянный для общества на некоторое время. Ситуацию легко могут
исправить регулярные упражнения и танцы, тренирующие дыхание и выносливость. Как
пример – полька с ускоряющимся темпом «на выживание» в конце
занятия.
И, наконец, самое главное здесь то,
без чего никакие занятия не продлятся дольше месяца – хорошее настроение. Оно
удерживает людей в зале, заставляет их танцевать снова и снова. Задача
преподавателя – построить занятие таким образом, чтобы все без исключения
обучаемые получали удовольствие от танца еще на этапе обучения. В идеале –
подарить каждому танцору несколько приятных воспоминаний, ассоциирующихся с
каждым танцем. Это может быть шутка, игра или пережитый курьез, радость от
наконец-то разученного сложного элемента – все что угодно, но обязательно
хорошее. Категорически неприемлемы ассоциации разучивания танцев с тесными
мешающими джинсами, натирающими кедами и душным залом. По возможности на
занятиях следует избегать скучных упражнений или делать их понемногу, но
несколько раз за занятие. Программу стоит выстраивать таким образом, чтобы
ученики ощущали, хоть и не большой, но прогресс на каждом занятии,а не видели мифический результат в
далекой перспективе.
5)Подготовка к занятию
Вы, должно быть, догадываетесь, что
к танцевальным занятиям, как и к любым другим, преподаватели, как правило,
готовятся. Ведение занятия в чем-то сродни выступлению перед публикой, с той
лишь разницей, что публика более-менее постоянна.
Любые остановки – будь то из-за
проблем с проигрывателем или по причине противоречивости конспекта – не пойдут
на пользу учебному процессу. Для успешной работы преподаватель должен владеть
вниманием учеников, а любая пауза суть потеря внимания.
Что нужно готовить перед началом
занятия:
-Продумать схему занятия исходя из
выносимого на него материала. Схема должна учитывать приблизительное время,
отводимое на каждый элемент. Можно даже по минутам.
-Музыку в
необходимом формате. Полезно, кстати, иметь запасной носитель с
музыкой.
-Тщательно проработать выносимые
танцы под подготовленную музыку, сверить их с источниками (полезно порою с
первоисточниками), найти и решить заранее все неоднозначности. Если есть с кем –
протанцевать в узком кругу. Если нет – выстроить на полу тапочки и «танцевать»
ими. Нужно также учитывать что многие танцы имеют на просторах наших необъятных
родин разные варианты исполнения и поэтому надо быть готовым к репликам из серии
«а мы на Зиланте его по-другому танцевали». Быть готовым – не значит уметь
парировать подобное ответом «ну а мы будем танцевать так». Быть готовым – значит
знать как минимум про существование разных вариантов. Еще лучше – знать наиболее
распространенные варианты, а в идеале – работать с источниками, понимать, откуда
«растут ноги» у этих вариантов. Самый лучший выход в таких случаях – разучив
выбранный вариант, ознакомить учащихся с другими вариациями. В любом случае в
подобных ситуациях не следует быть категоричным, даже если вы уверены в своей
правоте. Пообещайте разобраться в вопросе к следующему занятию и выполните
обещание – благо, современные системы связи позволяют найти любую информацию и
посоветоваться с людьми по всему свету. Совершенно не постыдно не знать элемент,
танец или какой-либо вариант широко распространенного танца. Стыдно – не
учиться. Еще хуже – нести отсебятину, из-за чего потом по городам и весям
расползаются все новые и новые самовымученные «исторические» танцы и их
вариации. Именно поэтому даже самые авторитетные преподаватели исторического
танца порою обмениваются опытом, советуются и сверяются с коллегами. С этой
целью и была создана Ассоциация Исторического Танца, представители которой в
любой момент готовы помочь советом, информацией или материалами по
теме.
-Подготовить подробный, понятный для
себя конспект. Память - это прекрасно, но взволновавшись или отвлекшись на
посторонние вопросы несложно сбиться с мысли. В конце концов, если вы, сбившись,
выучите 30 человек неправильно, вам этих же 30 человек потом и переучивать,
краснея за несправедливо украденное у них время. Можно, конечно, не переучивать,
но мы все-такипридерживаемся
мнения, что преподаватель в ответе за своих учеников.
-По
завершении занятия – по свежим следам провести работу над ошибками и
законспектировать для себя же любимого рекомендации к следующему
занятию.
6)Подготовка
учеников
Да, представьте, их тоже нужно
готовить. Точнее сначала их нужно набрать в группу, а потом готовить.
Первым делом следует обратить
внимание на ведение учащимися собственных конспектов. Естественно, для этого во
время занятия выделять время. Можно и полезно готовить печатные методические
материалы, но родные каракули всегда роднее, особенно в первое время, когда не
устоялась система восприятия, не задействовано в полную силу пространственное
мышление. В конце концов, печатные материалы могут содержать ошибки, в которых
легче разобраться, ведя собственные записи.
Об обуви ученики тоже должны
позаботиться самостоятельно, но без подачи преподавателя вряд ли кто-то об этом
вспомнит. Обувь – необходимое условие правильного выполнения танцевальных
элементов и комфортного восприятия излагаемой информации. В зависимости от
репертуара, она может быть мягкой и жесткой, иметь высокий, средний, низкий
каблук, или не иметь его. Но специальная подходящая обувь должна быть! И она
должна соответствовать изучаемому танцу. Не подумайте – авторы этих строк любят
ботинки с высокими берцами, но в лесу, в горах – в походе. На танцах обувь
должна быть танцевальной и все поползновения в сторону оттаптывания на занятии
прекрасных ножек партнерш тяжелыми каблуками должны немедленно пресекаться. Уж
лучше пусть танцует босиком.
И пару слов про кросспол. За очень
редким исключением, история не знает такого явления, как переодевание девушки в
юношу с тем, чтобы потанцевать на бале. Это понимание стоит прививать всем
участникам занятий с самого начала. Часто бывают ситуации, когда юношей не
хватает, и нет другого выхода, как для разучивания танца поставить в пару двух
девушек. Или двух юношей – тоже бывает, кстати. Однако к этому следует
относиться как к исключению и даже на занятиях такое положение вещей не должно
становиться нормой. В любом случае юноши должны иметь привилегию приглашения
избранной дамы; будет лучше, если всех остальных дам в пары расставит
преподаватель. Если вам удастся установить порядок в зале таким образом, что
каждая «беспарная» девушка будет страдать от своей «беспарности», кавалеров
прибавится – проверено практикой. Был даже случай, когда дама находила себе
партнера через объявление в газете.
Нам почему-то кажется, что юноше
или девушке гораздо полезнее и естественнее один раз найти пару и тем решить
свои личные проблемы, чем унижаться до кросспола.
7)Проведение
занятия
Это последнее, на чем хотелось бы
остановиться. В общем план проведения занятия, хотя и имеет часто достаточно
стандартную структуру – является личным делом каждого отдельного преподавателя.
Мы практикуем следующую схему:
поскольку занятия танцами можно смело отнести к разряду физических упражнений,
каждый урок начинается с разминки, во время которой разогреваются и приводятся в
тонус основные работающие группы мышц. После разминки, как правило, следует блок
упражнений и игр, во время которых повторяются старые и разучиваются новые
танцевальные элементы. Затем из элементов собираем танец и в конце занятия
просто танцуем в свое удовольствие, либо на выносливость.
Удачи вам в ваших начинаниях!
Люда, Гарольд – КРМ Переплутье,
Киев.
При поддержке АИТ.
Напечатано в N 28 журнала
по ролевым играм «Мое
королевство»