Российский литературно-ролевой конвент по творчеству Лоис Буджолд.
Лоис Буджолд – одна из знаменитых американских авторов фантастики. Ее известнейший НФ- сериал – «Барраяр» (по названию планеты), или «Сага о Форкосиганах» (по фамилии главных героев), – состоит сейчас более чем из десятка книг, собравших, кстати, внушительный букет мировых премий, и известных у нас в стране с десяток лет. Предыстория их сюжета такова. В будущем род людской за тысячу лет понемногу расселялся с подраненной войнами Земли. Материнская планета оставалась самой богатой, населенной и обустроенной, но корабли с колонистами разлетелись по космосу в поисках пригодных к обитанию миров. Открытие двигателя Неклина, позволяющего через червоточины пространства достигать отдаленных его уголков, не дало человечеству распасться при колонизации Вселенной; просто на месте соседствующих государств Земли возникли целые планетарные державы, подарившие миру множество самых разных культур и обычаев. Такая завязка, казалось, выглядит не слишком оригинально. Но именно в деталях этих культур, а заодно - в замечательных живых характерах, которые они порождают, и состоит главная прелесть этих романов и источник фэнского творчества, от дискуссий и статей до фанфикшна и игр. Лоис Буджолд посетила Россию в 2000 году, будучи почетным гостем конвента «Странник» в Санкт-Петербурге. Именно тогда встреча писательницы с организованной группой ее российских читателей положила начало конвенту «ФорКон». Бессменными организаторами конвента является одноименная творческая группа, созданная и поддерживаемая Анной Ходош. За свою историю группе «Форкон» удалось создать официальный (одобренный самой писательницей и хорошо известный за пределами русского сегмента интернета) русскоязычный сайт Буджолд, записать рок-оперу по мотивам Саги, выполнить авторский альтернативный перевод книг и принять участие в редактуре текстов по заказу издательства АСТ. Но одним из самых ярких наших достижений является ежегодный очный сбор фэн-клуба, тот самый конвент. Пять лет подряд в одном и том же месте Подмосковья, в стильном особняке а-ля 19 век собирается компания людей, с увлечением читающих и почитающих замечательную фантастическую сагу Лоис Буджолд. Как говорится на Барраяре, "что повторяется дважды, делается традицией"; в этом смысле традиция ежегодного апрельского конвента сделалась уже известной и почтенной. Сама Лоис каждый год получает отчет о проведенном мероприятии, а порой и заочно участвует, отвечая в чате на вопросы русских поклонников ее творчества. Название "ФорКон" образовано от «фор» форы - воинская аристократическая каста, играющая центральную роль в культуре Барраяра. Разумеется, участники ФорКона обсуждают и представляют не только форов и их родину, однако удачное имя прижилось и стало фирменной маркой. Конвенты в наше время - не редкость. Некогда новомодное слово, взятое из английского языка, теперь обозначает всем привычное понятие, организованную массовую встречу людей, объединенных общим хобби, преимущественно творческого направления. Существуют, если попытаться создать хоть какую-то классификацию, многочисленные "игровые" конвенты, место встречи и общения представителей ролевого движения; бывают также конвенты любителей, или фэнов, отдельных направлений искусства – скажем, фантастики или аниме. Однако конвент как встреча «узкоспециализированного» фэндома был пять лет назад, когда все это затевалось, для нашей страны еще в новинку. Поэтому обычаи, правила и содержание того, что происходит на этих встречах, форконовцам пришлось придумывать самим. В результате ФорКон получился удачным гибридом собственно конвента – дискуссий, семинаров, концертов ролевой песни, оружейных турниров, конкурсов и т.п. – и большой, красочной, отлично костюмированной павильонной ролевой игры. Объединение в одну упряжку этих двух «коней» оказалось удачной идеей, способной многократно радовать участников радостными и интересными мероприятиями и костюмированным действом, обязательно связанными с книгами Буджолд. Центральное место по объему действия и подробности описания в цикле романов, как логично следует из названия, занимает империя Барраяр. Благодаря замыслу автора, ввергнувшей планету в результате астрофизической аномалии в период долгой изоляции от всей остальной галактики, культура эта замечательным образом сочетает в себе героическую и эстетическую романтику земного прошлого (упрощенно говоря, европейские 17-19 века) и привычный для любителей фантастики футуристический колорит. По определению самой Буджолд, первая книга из серии родилась у нее как «готический роман в НФ-обертке». А это уже создает предпосылки как для антуражной, внешне красочной игры, так и для многочисленных и интересных этических конфликтов в попытке примирить местный менталитет с галактическими воззрениями, а обычаи одного мира – с другим. Ведь описанные в книгах планеты- государства очень «выпуклые», характерные, так что читающему – и играющему – не составляет труда сложить в уме типичный «национальный» образ, от образа мыслей до манеры одеваться. Простора для фантазии достаточно, ведь автор подарила читателям не один, а около дюжины оригинальных планет-миров. Барраяр: мир жесткий, кастовый, консервативный, где понятия личного слова и верности возведены в ранг формального закона. Цетаганда: закрытая, утонченная и надменная империя, живущая под эгидой генетических экспериментов по выведению новой расы людей. Колония Бета: отражение политкорректной Америки с диктатом доллара и культом либеральных прав. Архипелаг Джексона: беспринципное сборище мафиозных кланов, готовых выполнить любой заказ клиента за соответственную оплату. Афон: планета работящих, чадолюбивых, добросовестных мужчин... без женщин. И прочая и прочая. Кроме того, барраярский цикл – это книги о ярких личностях, познакомившись с которыми, трудно остаться равнодушным: Такого противоречивого и целостного сплава черт характера, как в Майлзе, центральном персонаже этих книг, – одновременно герое и уродце, гиперактивном мальчишке и сокрушительной личной харизмы адмирале, галактическом наемнике и умном честолюбце, с искренней преданностью служащем своему императору, – в литературе можно встретить редко. А ведь Майлз – не исключение из правила, а само правило, по которому Буджолд создает своих запоминающихся персонажей. Как признается сама писательница, «ее истории сосредоточены на людях», и любой сюжет ее книг – иногда представляющий собой развивающуюся по законам приключенческого жанра лавину действий, а иногда вовсе нет, - прежде всего, предназначен для иллюстрации того, что творится у героев в голове и как они меняются (следуя принципу автора – «что самое плохое я могу с ними сотворить?»). И это дает фэндому благодатную почву для всевозможных обсуждений и гипотез. ФорКон традиционно рассчитан на четыре дня. Два из них посвящены собственно игре, и те, кому интересна лишь игровая составляющая конвента или у кого просто нет возможности взять отпуск на работе, приезжают только на выходные. Однако полная программа содержит еще и множество занимательных мероприятий первых двух дней, которые жаль пропускать. Например, викторина на знание книг Буджолд, где вопросы варьируются от шутливых до сложных и от очевидных до содержащих явный подвох. Или интернет-чат с самой писательницей, где каждый имеет возможность задать ей вопрос и выяснить, наконец, из первых рук смысл спорных моментов в тексте или перспективу выхода новых книг. Или штабная настольная игра с моделированием на карте космических сражений различных классов боевых кораблей и станций. Или – концерт авторской песни (а то и представление целой рок-оперы), посвященной вселенной Буджолд. Или жаркие дискуссии про ее же новый, только что вышедший, фэнтези-сериал «Чалион», пока не столь популярный, как барраярский цикл, но не менее интересный. Или обучение новичков средневековым танцам, в качестве подготовки к игровому балу. Или, наконец, обсуждение применительно к книгам саги самых разных вещей – теории переводов, типирования соционики, имперской идеи, феномена фанфикшна, построения ролевых игр и прочего в том же духе. К вечеру пятницы в пансионат, где проходит конвент, подтягиваются все участники, происходят последние мелочи в согласовании легенд, раздаются игровые задания – и игра готова стартовать. Как правило, для сюжета нашей игры выбирается эпизод, который не описан в книгах подробно; лакуна между двумя известными точками событий. Конечно. игра не рассчитана на театрализованное следование заранее известному сценарию: все в ней идет естественным образом, ходы и повороты сюжета направляются игровыми методами и вытекают из игровых причин. Однако, поскольку ФорКон- это прежде всего собрание фэн-клуба, а уже потом – игроков, первоисточник имеет для нас особую самоценность, и одним из условий построения сюжета является то, чтобы результат не прерывал линию развития, заложенную в книгах. В основном, это правило перекрывает для игроков возможность радикальных действий: заранее известно, что в рамках игры невозможно убить ключевого персонажа, развязать войну между двумя планетами, провести смену императорской власти. Исходя из этого, игра не строится на явном взаимном соперничестве команд, да и боевые взаимодействия любого рода в ней сведены к минимуму. Средствами достижения целей для персонажей предполагаются прежде всего психология и политика, а никак не физическое воздействие. В противовес дефициту экшна, игры ФорКона сосредоточены на индивидуальностях и личных отношениях персонажей. Активные участники конвента еще за полгода до него начинают игру в сети, на форумах и в личной переписке. Они открыто общаются, налаживают дружеские и семейные отношения героев, создают парламентские коалиции, спорят о политике и нравах, пишут стихи и министерские меморандумы, сочиняют анекдоты, в общем, создают предысторию, какая должна быть у всякого человека. Мастерская группа заранее собирает с игроков легенды, непременно включающие в себя не просто сухую биографию, но и психологический портрет персонажа, и выкладывает их на общее ознакомление. Все заочно узнают друг друга заранее, а уже на игре, чтобы с первого же взгляда опознать знакомого незнакомца, носят таблички с именами (как о том мечтала в книге бетанка Корделия, попав на барраярский светский раут). Аудитория участников игры «специфична», она состоит в первую очередь не из представителей ролевого сообщества, а из любителей книг, зачастую не имеющих предыдущего опыта ролевой игры как таковой, зато обладающих детальными знаниями об изображаемом мире. Это задает мастерам необходимость индивидуализированно подходить к проработке всех легенд, создавать для каждого из участников список персональных игровых задач. Среди сотни с лишним персонажей в нашей игре, конечно, преобладают те, что придумываются специально для нее или упомянуты в книгах лишь эпизодически, а не присутствуют в романах в качестве постоянных действующих лиц на первом плане повествования. Как правило, немногочисленные «книжные» герои в этой игре несут на себе функцию создания убедительности отыгрываемого мира, привязки его к знакомому игрокам месту и времени, но не являются главными героями разворачивающегося события. Этой же цели – «узнаваемости» - служит и прорабатываемая до игры на основе книг модель национального менталитета каждого из миров, с наглядным перечнем правил, что станет или, наоборот, никогда не станет делать типичный представитель той или иной культуры. Наглядности служит и формальное прописывание деталей дресс-кода – тех элементов игрового костюма, что однозначно идентифицируют социальное положение его владельца. Это - планетарные моды и разные для каждой культуры понятия о приличиях в одежде, фамильные цвета знатных семейств различных миров, воинские знаки отличия – от барраярских нашивок и медалей до цетагандийской раскраски на лице и т.п. В общем, зрелище получается красочное и - несмотря на то, что нам не требуется исторической точности и непременного воспроизведения тех или иных элементов реального костюма прошлых эпох (мы же имеем дело с еще не наступившим будущим), - очень гармоничное и «говорящее». Удачно получается также то, что во все это блестящее великолепие игроки наряжаются под крышей, в комфортных условиях отапливаемого (что немаловажно для весенней погоды) каменного особняка. Проведение достаточно большой игры в «павильонных» рамках позволяет и без усилий совместить с нею бал с заранее налаженной аппаратурой и нормальной акустикой, и не отвлекать игроков на вопросы обеспечения бытового комфорта. И, что особенно важно в свете недавних событий в ролевом движении, аренда помещений на охраняемой территории пансионата придает этому мероприятию статус полностью легального, обеспечивает его безопасность и в значительной мере страхует от появления на конвенте любопытствующего постороннего народа. Краткая справка по проведенным конвентам: 2002 год. • Первый конвент был начат с письма Лоис Буджолд, ее личного поздравления и приветствия ее российского издателя АСТ. • Голосованием были выбраны и награждены дипломами лучшие работы в номинациях фанфикшна, исследовательской статьи и рецензии. • Обсуждены особенности переводов книг Саги и иллюстраций к ним. Был устроен семинар "Лоис Буджолд и ролевые игры". • Состоялся интерактивный чат с Лоис. • Прошли интеллектуальные игры с присвоением самым искушенным знатокам звания "Почетного профессора университета Форбарр-Султаны". • Была проведена ярмарка с продажей игровых и конвентных сувениров, от книг и картин до украшений и вина. ролевая игра «Совет графов»: Играющим удалось с энтузиазмом воплотить в жизнь гипотетическую ситуацию времен Первой Цетагандийской войны, окунуться в интриги и хитросплетения взаимоотношений форского общества. Экстренно собранный совет барраярских графов на оккупированной территории решал вопрос о следующем императоре. Противостояние коллаборационистов и патриотов, игры разведок и контрразведок, жаркие дискуссии и появление нового претендента на барраярский престол – все эти события происходили в доме графа, во время красочной свадьбы его дочери. Обладатели лучших костюмов были отмечены дипломами Оргкомитета. * 2003 год • Состоялся круглый стол с писателями из числа участников конвента и обсуждение имперской идеи в фантастике вообще и книгах Саги в частности. • Прошла презентация рок-оперы «Легенда о принце». • Был устроен доигровой костюмированный бал, «реконструирующий» этикет и танцы Барраяра; для желающих предварительно были организованы мастер-классы. ролевая игра «Год взятия Комарры»: Полгода назад барраярский флот захватил Комарру. Дальнейшие события печально известны: Солстайнская бойня привела к гибели политической элиты планеты, а адмирал Эйрел Форкосиган, Мясник Комарры, разжалован и отправлен на остров Кайрил... Возможна ли еще мирная ассимиляции этой богатой планеты и крупнейшего узла П-В туннелей? Какие выгоды попытается извлечь из нового положения дел галактическое сообщество? На праздничном приеме в императорском дворце инопланетные дипломаты выражают недовольство барраярской аннексией, министры и Генштаб делят бюджет, комаррцы ждут решения вопроса о персоне Имперского советника, лучшие выпускницы Института благородных девиц представляются принцессе Карин, герои Комарры ждут наград... А напряжение между военной аристократией и Министерством политвоспитания, слухи о трениях между императором и кронпринцем, затаенное недоброжелательство комаррцев, взаимное непонимание барраярцев и инопланетников позволяют ожидать любых интриг и неожиданностей. * 2004 год • По вновь разработанным правилам была проведена штабная настольная игра "Вторая Цетагандийская война" – моделирование космических сражений • Были организованы конкурсы и соревнования: интеллектуальные - викторина "Своя игра"; карточные – «барраярский преферанс» со специально подготовленной колодой; турниры – фехтовальный и стрелковый. • Прошел семинар "Соционика в мире ЛМБ" • Состоялся чат с Лоис Буджолд • Был дан барраярский костюмированный бал со светскими развлечениями: фантами, чтением в ролях мини-пьесы, показательным фехтованием, постановочными танцевальными номерами. ролевая игра «Вчера была война»: Буквально на днях назад внезапным появлением на столе переговоров головы претендента Фордариана завершился одноименный мятеж. Собравшееся общество - форы и форессы, военные, придворные, инопланетные дипломаты и коммерсанты, - желает подтвердить свою лояльность восстановленной императорской власти и/или оправдаться от возможных обвинений Аудитора, связанных с неоднозначными событиями прошедшего мятежа. Кого-то из сторонников Фордариана или, наоборот, его заложников крах мятежа застал в столице, кто-то спешно явился сюда засвидетельствовать свою благонадежность или воспользоваться меняющимся на глазах балансом сил. Ситуация осложняется недавним пограничным конфликтом с Цетагандийской Империей, быстро перерастающим из военного в дипломатический и уже получившего громкое название Второй Цетагандийской войны. И даже инопланетники, не имевшие прямого отношения к барраярским политическим дрязгам, стараются использовать сложившуюся неразбериху для решения собственных задач. * 2005 год • прошли соревнования: викторина по схеме «блеф-клуб» на знание книг, стрелковый турнир, голосование по лучшим стихам и песням из буджолдовского фанфикшна • устроен очередной раунд настольной стратегической игры. • состоялся суд над литературными героями • Случилась настоящая свадьба участников конвента, в классическом барраярском антураже, со свадебным кругом • Устроен костюмированный бал, который предваряли танцклассы (исторические и барраярские танцы + танцы начала 20 века) • Успешно проведена ярмарка сувениров с форконовской символикой (значки, календари, закладки для книг, вышивки, игральные карты) • В рамках игры произошел уникальный показ мод всех крупных миров галактики, коллекции к которому специально подготовили модельеры. ролевая игра «Тысячелетие прогресса»: Всегалактическая выставка "Тысячелетие прогресса" на Комарре проходит в период благополучного правления императора Грегора и предоставляет широчайшие возможности для завязывания деловых контактов и продвижения бизнеса под эгидой Барраярской Империи на традиционном перекрестке миров. Приглашены все: торговые компании и научно-технические лаборатории, центры культуры и искусства, религиозные конфессии, иммиграционные бюро и учебные заведения, пресса и дипломаты и т.д. Но две сенсации, неожиданно прозвучавшие на выставке, грозят перекроить астрополитическую карту галактики. Земная корпорация «Эдем-сервис» представляет новые технологии терраформирования, с помощью которых за несколько десятилетий голый каменный шар превращается в землеподобный мир. А группа ученых анонимно предлагает к продаже устройство, способное блокировать П-В туннели, прототип которого похищен из барраярских секретных лабораторий... * 2006 год • состоялись уже традиционные викторина, настольная штабная игра, мастер-классы по барраярским танцам • прошли семинары по обсуждению Барраярской истории и по книгам чалионского цикла • был организован концерт-«менестрельник» с исполнением авторами под гитару барраярских- ролевых песен • в рамках ролевой игры на сцене Зеленого Зала прошло представление специально написанной патриотической пьесы. ролевая игра «Безумный день»: В Императорском дворце готовится прием по случаю годовщины правления барраярского Императора Юрия и трехлетия Дня Победы. Совет графов делит министерские портфели и утверждает новых претендентов на освободившиеся титулы. Генеральный штаб обновлен, и министерства формируют стратегические планы раздела бюджета, не забывая об огромном государственном долге. Впервые после окончания войны прибывают иностранные послы, желающие представиться Императору: совсем недавно отменен запрет на въезд инопланетных гостей на планету, провозглашенный сразу после войны. После траура по старому императору наконец-то в столице вошли в обыкновения светские балы, открывается новый театр. Графские семейства с интересом вовлекаются в такую еще непривычную мирную жизнь. Их матримониальные планы напрямую затрагивают вопросы престолонаследия: ведь император пока не женат. А простые жители столицы, в годы войны сражавшиеся плечом к плечу со знатью, ждут от мирного будущего вольностей и лучшей жизни... * Итак, уже 5 лет конвент успешно собирал в своих стенах фэнов Буджолд, предоставляя им возможности для игры, развлечения, творчества, интеллектуального отдыха, общения с коллегами по интересам. ФорКон-2007 состоится в свой черед 19-22 апреля 2007 года в пансионате под Москвой. В программе конвента предполагается: • в первые два дня - неигровые мероприятия: семинары ("ЛМБ и феномен фан-фикшн", "Фантастика и фэнтези у Буджолд"), чат с писательницей, командная игра-викторина "Что-где-когда", стратегическая настольная игра, концерт ролевой песни, конкурс фанарта и т.д. • во вторые два дня - живая ролевая игра "Свадебный круг": Действие происходит в период регентства Форкосигана. Молодой лорд Форвин, военный и дипломат, собирается жениться на бетанке, и семейное событие превращается в политическое шоу, привлекая внимание всего света и прессы. Форы и простолюдины, жители графства и инопланетные гости, журналисты и сослуживцы жениха поздравят молодых. Нынче в провинции жизнь меняется быстрее и заметнее, чем в столице. Заселение Зергияра и недавние беспорядки на Комарре вносят в жизнь массу сложностей, меняют привычный уклад, а еще на носу реформа армии, уже приняты законы о смене подданства, строятся репликационные центры... Серьезные люди понимают, что самое важное сейчас происходит среди семейных и провинциальных дел. А провести Окружную ярмарку - порой ничуть не проще, чем императорский прием. Мы будем рады и дальше расширять круг участников конвента, приглашая к себе новых людей, искренне увлеченных книгами этого автора и желающих разделить это действо вместе с нами.