Притяжение
ролевых игр для молодежи непреодолимо, и родителям уже давно пора выяснить,
почему, но мир увлечений их собственных детей им неинтересен, пародоксально, но
факт . А между тем через ролевое
движение литература и история , а вместе с тем духовное наследие
человечествавозрождаются постоянно
в умах и сердцах своих единомышленников.
Книги
профессора филологии Оксфордского
университета Джона Толкина, вдохновившие многихролевиков , принадлежит к признанной
мировой литературе, а его научные труды кристаллизуют духовный опыт многих
народов Европы.
Многие легенды синтетично влились в ткань
живого описания жизни Арды, стихи запоминаются наизусть, светлые строчки
«Элберет» и баллад о Лютиэн и Эарендиле освещают нашу жизнь.
И Элберет
ему дала бессмертие и два крыла...
Разве это
не прекрасно?
Неспешное
описание Шира и хоббитов, которым начинается трилогия, вносит гармонию в душу,
заставляя смаковать каждую страницу и находить прелесть в каждом слове. Всем по
душе эти любители жизненных радостей - от выращивания цветов (Сэм), до
удовольствия попить пивкас
друзьями в кабачке «Зеленый дракон», выкурить трубочку и поговорить по душам Эти
страницы наполнены подлинной любовью к людям, земле и художественному слову, а
ведь любовь к литературе — настоящей, высокой — сейчас очень редкое явление
среди молодежи. Как следствие этого , беднеет их речь, а толкинисты — даже
«чайники»,волей-неволей выражаются литературно,аргументируют свои взгляды, слагают и
умеют защитить квэнту, и имя, пытаются осмыслить свой жизненный
путь как жителя Арды, да и просто расширяют кругозор.
А что же
это, если не навыки мышления?
Очень
многие начинают писать стихи и музыку — о чем еще мечтать родителям обладателей
внезапно раскрывшихся талантов?
.Приобщение к судьбам мира. Идея
Армагеддона уже даже приелась — так ей полны газеты и книги. Рассмотреть
столкновения света и тьмы в жизни не так-то легко, но надо учиться, а то мы
отдаем пошлости и наглости, силовухе и жадности (самые распространенные лики
тьмы) пространство и время. Воины Света не должны быть беззубыми ,а их действия
отдавать гнилой интеллигентщиной. А
зло в наше время обладает знанием, мастерством, предприимчивостью, активностью и
настойчивостью, «уверенностью сытой». Без знаний и умений его не отразить, а тем
более не переубедить. А наши «воины света»все больше пасуют перед ними, так как кроме непротивления злу насилием и
личной неуверенности , нечетких жизненныхориентиров и ограниченного профессией кругозора порой не могут
противопоставить ему ничего.А значит, как говорят Гермиона («Гарри Поттер») и
Гэндальф, надо овладевать знаниями и умениями , а некоторым просто учить уроки . Более
взрослым – понять, что же такое истинная зрелость.
Наша
мягкотелость и всепрощенчество порой чреваты прорывом наглости — возьмите наш
родной до боли транспорт: как часто мы сдаем позиции хамам, не умея доказать
злу, что оно наглое и бессмысленное.
Тихо от
всего отстраняемся,
Совестно прослыть вдруг
настырными. Нет, мы не боимся — мы стесняемся,
Нам ведь
не страшно, а стыдно.
Стыдно
нам сказать глупому,
Что
онглуп и что это
надолго,
Стыдно в
драку лезть крупную,
А в
мелкую — совсем неудобно.
Р.Рождественский.
А кстати,
как бы отреагировалГэндальфв ответ на грубость в автобусе — тема
для размышлений и импровизации нашему бедному интеллигенту, которого
заливают приступы самобичевания от собственного бессилия перед хамом. «А в этой
игре нет правила, а только импровизация »(Хатуль)
Слова
Гимлиперед решающей битвой можно
привести как пример победоносной парадоксальной логики: «Это же верная смерть,
так чего же мы ждем?»
Только
так можно побеждать. Только такая смелость и заслуживает победы. Нашему
современникупобеда и твердость в
нашем неуверенном мире нужна как воздух, а обладаем ли мы подлинным мужеством и
бескорыстной смелостью?
Мудрость и мир без насилия. Еще один
интересный момент. Многие мечтают жить в таком мире, даже политики и родители,
но многие ли знают, как его построить?
Правомерность
смертной казни до сих пор обсуждают в мире — в Белоруссии был референдум даже. А
Гэндальф обосновал свою позицию логически. «Многие из живущих достойны смерти,
многие из мертвых заслужили жизнь. Ты можешь оживлять мертвых,Фродо? Нет? Тогда не будь скор в
суждениях относительно жизни и смерти».
Причем,
очень важно то, что Саурон, этот могущественный колдун, был побежден без магии и
колдовства, просто руками обычных людей — хоббитов, рохиррим,
дунэдайн.
Это
возможно лишь при условии единства и чистых помыслов. Различить свет и тьму
можно еще и поэтому — зло всегда ссорится друг с другом и стремится разъединять
людей, а свет всегда объединяет. Так ролевки учат различению, что в восточных
практиках считается одной из главных черт мастера.
А
Средиземье населяют те, кто не изжил в себе страсти и зло, правда, еще те, кто
сознательно выбрал путь помощи людям — это эльфы и майар. Я рада,что дочь поймет
, что страсти тоже порождают зло и научится справляться с ними.
Кристаллизация
мировоззрения.
Занудные
речи родителей и залезание психологов в душу уже никому не нужны.
Толкинисткий
мир рисует довольно полную и цельную картину бытия, причем смысл не теряется
даже перед смертью: «Так чего же мы ждем?» (Гимли).
Лучше
погибнуть в борьбе со злом, чем жить на коленях или бросить друга в беде.
Другие
мировоззренческие идеи — отношение к злу и любви, к смерти и бессмертию, скорбь
бессмертныхэльфов и проблемы
смертных людей, месть, власть и жадность,самовольство без гармонии с природой (гномы Ауле и деяния Мелькора), а с
другой стороны созидание - Манвэ, Элберет и Йаванна: они все время обдумывали
судьбы мира — это ли не наши политики, ученые и деятели культуры? Именно через
осознание собственной позиции в этих вопросах молодежь определяется в своем
сопереживании судьбам мира
Да и
ценности Валинора во многом схожи с
общечеловеческими — то же единство,
чистота помыслов, ненасилие, героизм и созидание.
Ведь
точно так же, обдумывая последствия своих действий и возможные направления
развития судеб — своей, детей, планеты — можно стать гражданином Вселенной. То
же говорит Алла Пугачева — только думая обо всей Вселенной, можно шагать в ногу
со временем и быть прогрессивной личностью. А разве это оторванность от жизни и
отсутствие смысла?
Нет, это
уже мировоззрение и стойкая система ценностей, и направление
развития.
Ролевое
движение утоляет еще один жгучий голод людей — общение с единомышленниками.
Природа и искусство, стихи, песни и старинные танцы, воссоздание волшебного мира
старины — не так-то просто попасть в тон гармоничному узору из всего, что
составляет этот мир, для этого его надо любить и уметь мыслить.Поэтому можно
сказать, что ролевое движение развивает многостороннюю личность.
Даже
позаботиться о товарищах — сварить обед, перевязать руку, наловить рыбы или
поставить палатку для других — это уже поступок личности, реальные жизненные
умения. А быть хорошим другом — это уже хорошо. Чего еще желать
родителям?
Только
обратить внимание молодежи на четкую связь с реальностью — это залог жизненности
движения. Там, где она пропадает, и человек уходит в сторону, и дело страдает, и
понимание с миром теряется, и смысл самого движения. Сила воина в поступке,
говорил Кастанеда.
Все
победы должны быть реальны.Не хочется быть несправедливым и коснуться заслуг
реконструкторов. На исторические игры приезжают даже иностранцы, в частности на
недавнюю реконструкцию наполеоновских войн приезжал даже представитель
вооруженных сил Франции. Реконструкция истории - это спасение героизма наших
предков, попытка осмыслить и сохранить традиции и дух нашего народа. А это более
чем серьезное и полезное дело .
Разглядеть
связь увлечения и жизни, и тем
отбить нападки окружающих за оторванность от нее - вот чего не хватает подчас
ролевому движению в наше время. Пытаться внести героизм поступка и прелесть
народных традиций в свою жизнь -вот к чему стремятся
ролевики – сознательно или подсознательно.
Моя
маленькая дочка в детстве была помешана на кошках – кстати как и сейчас. Это
меня обескураживало и пугало.Я
спросила своего знакомого психотерапевта- что делать? Он даже рассердился на
меня – как это мне не понятно, что для сохранения контакта с ребенкоми своего авторитета мне необходимо знать
о кошках намного больше ее и быть с ней вместе во всех ее увлечениях. Это я
усвоила навсегда. И не только сохранила теплоту отношений с дочерью, но и
понимание. Кстати, увлечения моей дочери постепенно теряли
фанатизм и переходили в более спокойное русло.
Итак, за
что дети любят мир ролевых игр?
Он дает им основу для взаимопонимания и
крылья для созидания,сближает их с
природой и простой жизнью, ведь там все принято создавать своими руками, призывает
быть хорошими товарищами, давать отпор врагу, заботиться друг о друге, любить
Родину и жизнь на деле, а не на словах, не прятаться за других, этот мир против
насилия над людьми, в нем любят музыку и танцы, в нем не привязаны к вещам и
деньгам, в нем ценят хороший вкус и помогают его сформировать, в нем умеют
хранить традиции и мир, ценят дружбу, труд и честность.
И просто
за любовь к людям...
Светлана
Корпачева (Лин),
Мать
Эргиль, 15 лет, играющей около 2-х лет
В жизни
просто программист,
Г.
Гомель
Опубликовано
в журнале "Мое королевство" N 31, октябрь 2007
А я, когда поняла, что ничего не понимаю, куда мой мальчик (17 лет) хочет, чем он заинтересовался... напросилась с ним, только в другу локацию (город). в итоге, ребенку не очень понравилось, а я собираюсь на третий сезон! ЭДДА ДЭШВУД, в миру Сизова Любовь, учитель начальных классов, 45 ЛЕТ