За последнее время ролевых
мероприятий, на которые не стыдно позвать журналистов, стало не в пример больше.
Какие у нас красивые балы! А какие потрясающие турниры или маневры! Как
великолепно смотрятся конвенты и фестивали! И как роскошны наши костюмы и
доспехи! Честное слово, по сравнению с нынешними фейерверками камерные события
десятилетней давности выглядят малость блеклыми.
Ни-ни! Не подумайте, что я хаю
прошлое! Для любителей считать, что небо было зеленее, трава мокрее, а сахар
слаще признаю – да, раньше у нас было больше искренности и меньше показухи.
... Но какая же она классная, эта
наша сегодняшняя показуха!
Это преамбула, естественно.
Амбулой же является вот что: нам
уже есть что показать публике для того, чтобы она, публика, считала наше
увлечение не умопомешательством или сектантством, а красивым, интересным хобби.
Или, как утверждает генеральная линия партии,современным интерактивным
искусством.
Для того, чтобы вдолбить эту
мысль в голову (головы) общества, надо совершать некоторое количество
телодвижений. Одним из которых является привлечение прессы на наши
мероприятия.
В скобках возражу тем, кто
по-прежнему полагает средства массовой информации наипервейшим врагом ролевого
движения: друзья, давайте рассказывать журналистам о себе, иначе они нас
придумают, домыслят и испохабят.
Предупрежден – значит
вооружен
Прошлая моя статья на эту тему
называлась «К вам нагрянул журналист» и подразумевала ситуацию, когда журналист
случайно услышал где-то что-то о вашем бале\фесте\игре и неожиданно нагрянул.
Согласитесь, тут трудно сориентироваться и во-первых его отловить, а во-вторых
дать ему НУЖНУЮ информацию.
Поэтому пойдем дальше и научимся
«вызывать огонь на себя» - то есть приглашать эти самые СМИ тогда и туда, где
происходит что-то красивое и достойное самого лестного описания.
То, что для этого нужен
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ повод, думаю, всем понятно. Не стоит созывать съемочные группы на
квартирник, где очередная МГ презентует друзьям свою супер-мега-игру. Да и
сессия дэнжен-партии вряд ли будет зрелищной. Поэтому прежде всего оцените
масштаб события. У вас не менее пятидесяти человек, из которых бОльшая часть в
игровухе? У вас красивая местность и нарядный антураж? У вас солидное количество
народу и полным-полно всяких «фишек»? Обязательно зовите журналистов!
Спиритического сеанса вызова
СМИшников устраивать не надо. Просто составьте пресс-релиз.
Как писать пресс-релиз
В мире существует чертова уйма
инструкций о написании ПРАВИЛЬНОГО пресс-релиза. Знали бы вы, СКОЛЬКО их
приходит каждый день одному отдельно взятому редактору! Это сейчас очень просто
– рассылочкой. Он по долгу службы их просматривает и выделает что-то интересное.
Так вот, чтобы его взгляд зацепился за что-то, нужен крючок. Этим крючком может
быть НЕПРАВИЛЬНЫЙ пресс-релиз. То есть текст, написанный не суконным языком
протокола, от которого хочется зевнуть и машинально нажать на кнопку «delet», а нормальным живым
языком. Для того, чтобы знать, ЧТО ИМЕННО написать, надо помнить несколько
факторов, важных для журналистов.
1. Помните: журналисты (особенно
телевизионщики) постоянно страдают от отсутствия «картинки» - то есть от
зрелищного вида хоть чего-нибудь. Им трудно успеть снять аварию – и они
вынуждены снимать уже postfactum: осколки на асфальте,
искореженную тачку – и в лучшем случае отъезжающую «Скорую помощь».
Когда их зовут на
пресс-конференции, им там еще скучнее: они вынуждены снимать сплошную статику. А
кому из телезрителей это нравится? Ну уж точно не вам.
Поэтому всякий намек на живость
действа, на динамику воспринимается ими очень хорошо. Они «клюют».
2. Разумеется, добавляют интереса
и яркие костюмы, которые так выгодно оттеняют серенькую повседневность.
3. Еще для них очень важно
наличие людей, которые умеют говорить на камеру. А этого добра у нас
предостаточно.
4. Журналисты хотят простого и
понятного объяснения тому факту, что люди сюда собрались, в чем смысл
мероприятия. Это должна быть одна, ну максимум две фразы, которые являются
информационным поводом. Закрытие ли игрового сезона,начало ли сезонов бальных, традиционный
ли турнир – все это понятно описывает то, что конкретное действо происходит в
эти конкретные сроки. Вы можете их придумать сами, журналистам все равно, лишь
бы можно было это внятно объяснить телезрителю.
Очень важный момент!
Перед тем, как вообще что-то
пиарить, нужно самому хорошо понимать, что именно ты пиаришь. И сделать так,
чтобы журналисты подгадали не к вялому началу и не к вспотевшей середине, а
тютелька в тютельку в момент наибольшей яркости.
На всех наших мероприятиях,
которые рассчитаны под освещение в СМИ, мы делаем Официальное Открытие. Оно
проводится на час-два позже «просто начала» и призвано а) собрать к открытию как
можно больше опаздывающих ленивых ролевиков б)показать официальным гостям все
наилепшее, что мы можем представить.Полчаса красивых боев, демонстрации этнических и бальных танцев, показа
ролевых костюмов, выступлений с мечами или с огненными шарами, ролевой песни – в
общем, лишь бы смотрелось на камеру.Даже если это просто турнир или маневры, в них есть перерывы между боями
– в которые можно впихнуть что-то яркое: бодрый выход «группы поддержки» с
веерами вместо помпонв или, к примеру, барабанную группу, которая отбарабанит
какую-ни то этнику. Импровизируйте, исходя из такой посылки: «а было быинтересно моим неролевым друзьям увидеть
это по ТВ?»
Дайте им зародыш статьи
В своих пресс-релизах я не
стесняюсь использовать эпитеты. Нас ведь ЗАМЕЧАЮТ? Значит мы ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ. Нам
УДИВЛЯЮТСЯ? Значит мы УДИВИТЕЛЬНЫЕ. Слова «яркий», «интересный», «нарядный»
вполне уместны при рассказе о ролевых действах – потому что они и впрямь такие
(ну, по крайней мере мне хочется в это верить!). Я всегда стараюсь дать
крохотную картинку – чтобы редактор мог представить, как это будет выглядеть в
кадре фото- или видео-камеры.
И еще я добавляю какую-нибудь
малюсенькую мысль, которую правильный репортер может сделать стержнем своей
статьи. Журналисты достаточно управляемы, главное – дать направление ходу их
мысли. Опытный СМИшник может создать статью даже из пресс-релиза! Главное, чтобы
тот содержал в себе некое зерно истины.
Собственно, мой пресс-релиз и
представляет собой некое начало статьи – с тем, чтобы журналисту захотелось
прийти и увидеть все это своим собственным свежим взглядом и стеклянным взглядом
аппаратуры.
Notabene!
Разумеется, из «правильных»
пресс-релизов мы обязательно берем такие вещи как:
-обязательная верхняя строчка с указанием места, времени и названия
мероприятия
-обязательное упоминание организаторов – даже приблизительных (типа
«красноярские ролевики»)
-упоминание VIP-персон – будь то какой-нибудь важный
чиновник или гость из иностранной страны (типа «настоящие ирландцы на ролевом
Дне св. Патрика)
-обязательные контактные телефоны, имя «пресс-секретаря» и e-meil
-обязательное правило «следующей фразы». Сперва вы пишете несколько
САМЫХ убойных моментов, а потом в каждой следующей фразе расшифровываете
их.Помните: зацепившись за первые
строчки, редактор машинально сползает взглядом вниз и прочитывает все
остальное.
«На деревню дедушке»
И вот пресс-релиз написан. Теперь
его надо отправить. Этим надлежит заниматься человеку скрупулезному и дотошному,
снедорогим интернетом. Он
составляет базу данных местных СМИ. Электронный адрес, телефон, в идеале –
контакты редактора новостного отдела. Как только у вас накопилось
десять-двадцать (в Москве, видимо, сто!) адресов – начинайте рассылку. Рассылку
следует делать дня за четыре до мероприятия. Раньше – рано, позже – поздно.
Потому что там ведь есть планерки!
Ну и за два дня до вашего
мега-действа начинайте обзвон.Вы
попадете на дежурного, который тоже важное лицо. Обычно это мелодичный голос
милой девушки, которая (как мнится по голосу-то!) сразу согласна на все. Не
обольщайтесь! На том конце провода сидит опытная и матерая хищница, которая
безжалостно кромсает скучные новости и жадно хватает что-нибудь интересненькое.
Вам надо за одну(!) минуту рассказать ей суть своего пресс-релиза, указать, что
аккредитация будет прямо на месте, повторить, что у вас будет интересно и
уверить, что картинка на фото (видео) хватит не на одну передачу. Ваша задача –
улыбнуть и заинтересовать девушку! В этом смысле парни, конечно,
предпочтительнее.
Самое прекрасное – это услышать с
того конца провода фразу: «Да-да! Вот передо мной лежит ваш пресс-релиз.
Съемочная группа к вам подъедет».
Они-таки приехали!
В идеале на этом можно и
остановиться. Пусть себе приезжают и снимают что хотят. Но на практике
получается так: вам сперва звонят (или пишут), просят уточнить. Вы, естественно,
уточняете, упирая на то, что это будет феерично (волшебно). Вас вежливо, но
твердо просят указать, что и во сколько будет. Главное не врать, но подать все в
наилучшем виде.
Потом вас оторвут от дел на самом
мероприятии и начнут интересоваться – как проехать, да кто их встретит. Не
грубите, помните: журналисты тоже люди и они капризны.Вы конечно можете поглумиться и указать
им путь через Нижние Задрючинцы – если вам все равно, что именно они потом о вас
напишут.
Встречайте их лично – а то мало
ли какой толчок охотно перехватит их и начнет грузить тем, что он , дескать,
родился в Валиноре, но затерялся в пространстве\времени.
Выразите готовность говорить на
камеру или провести к «интересным людям».
Не будьте навязчивы, но и не
теряйте их из вида. Какбы
невзначай укажите на главные фишки, типа: «А кстати, сейчас будет выступление с
огненными шарами!» или «А вот кстати игровое платье за восемь тысяч рублей
(долларов)!»Или: «А вот вы
спрашивали, все ли тут студенты и школьники? Давайте подойдем к этому
седовласому профессору (солидному менеджеру) и спросим...»
Конечно, перед тем, как водить
журналиста, надо самому озаботиться знанием ролевой тусовки и не подводить к
камере неадекватных и одиозных личностей, которых у нас тоже хватает. Ну, и не
навязываться тем «серьезным людям», которые категорически не желают светить свое
хобби.
А вот тут я предлагаю вам плавно
перейти к добрым советам из статьи «К вам нагрянул журналист» и далее к тексту:
«Малый типовой набордля
ответа на вопрос «Что такое ролевые игры». Он, правда, малость устарел и теперь
надобно непременно вставить фразу о том, что на самом деле ролевые игры – это
вид современного интерактивного искусства, возникшего в нашем
пост-индустриальном обществе (не запутайтесь в терминах!)
Мажорный эпилог
Правильно проделанная работа с
пресс-релизом и встречей журналистов приводит обычно к хорошим результатам.
Несмотря на косяки, которые журналисты ОБЯЗАТЕЛЬНО допустят (назовут мечи
деревянными или под шумок поименуют нас «поклонниками сказок писателя Толкиена)
тон все-таки будет доброжелательным и потом вам еще пару дней будут звонить
знакомые и говорить: «А я тебя (вас) по телеку видел. Клёво!» или «А вот я про
вас в газетке читал! Интересно!». Мамы недозрелых юнцов подобреют и станут
отпускать их на игры и планировать под них семейный бюджет. Работодатели будут с
пониманием видеть в вашем рзюме строчку о ролевых играх. И вашим детям будет не
стыдно сказать: «А у меня мама\папа – ролевик.
Ну, это конечно, в идеале, но в
Красноярске мы этого практически добились. У нас не Иркутск и не Уфа, тут статья
о ролевиках-сатанистах просто не пройдет – потому, что уже ВСЕ телекомпании и
газеты давали более или менее внятные и позитивные репортажи о ролевых
мероприятиях и вряд ли решатся опровергать самих себя.
Если вы хотите такого же
результата – не прячьтесь в норках, не думайте, что вас не заметят и пройдут
мимо. Не пройдут, заметят, вытащат что позаметнее, сочинят всяких гадостей и
опубликуют. Так что лучше предупредите это безобразие, возьмите лист бумаги или
клавиатуру – и создайте пресс-релиз!
Удачи вам в продвижении славы РД
в массы!
Еля
Карева, Красноярск
Внимание!
В рамках межрегиональной общественной
организации «Игры Будущего» мы создаем российский ролевой пресс-центр. Если вы
хотите, чтобы о вашем ролевом мероприятии или об всем РД вашего города было
заявлено в прессе, но у вас самих нет журналистских таланов – напишите нам
кратко: чтобы вы хотели поведать граду и миру. Это может быть бал, фестиваль,
турнир, показательное выступление и даже ролевая игра. С вас – короткий перечень
того, что там будет, время, место, организаторы, стаж и периодичность
мероприятия, его хоть какой-то смысл. С нас – внятный пресс-релиз для ваших
теле-радио компаний и для печатных СМИ. Если вам неохота, чтобы журналисты
шарились у вас на турнире (игре и пр.) – просто напишите, что у вас было, хорошо
ли прошло и кто участвовал. Обязательно добавьте несколько фотографий – какие
получше – и напишите, кто это там что делает. А мы обязуемся написать для вас
нормальную статью, которую вы сможете отнести в любое популярное издание вашего
города – если, конечно, сумеете найтиего адресок.
Друзья, давайте не сидеть сиднем, давайте
рассказывать людям о таком великолепном явлении, как ролевые игры и все с ними
связанное! Пишите нам, и у вас (у нас!) улучшится имидж. А в свете того, что мы
взрослеем, имидж «идиотов, бегающих по лесу с деревянными мечами» уже не
подходит. Зато стоит выглядеть приверженцами нового стиля в искусстве или (на
худой конец!) людьми с увлечением, которое достойно удивления и
подражания.