23.01.25   карта сайта   настройки   войти
      Зарегистрироваться
  Забыли пароль
логин пароль
   
поиск
Последний номер
N 46 ноябрь 2014
Cодержание полностью -
на странице номера

текст   Игра вид для печати
12.09.2007
  рубрика Размышления
автор Зубарева Юлия (Екатеринбург) Гаврилов Вадим (Екатеринбург) Швеммер Екатерина (Екатеринбург)   
Рекомендации: +:0     :0

Братство деревянных мечей.

«...Никогда не знай покоя!

Плачь и смейся невпопад!

Я сама была такою

Триста лет тому назад!»

(песенка Черепахи Тортиллы)

 

Мир Игры. Его граница всегда пролегала где-то в сердце. В жизни каждого игрока есть время «до» и время «после». У кого-то, конечно, есть «вместо», но не о них сейчас разговор. Бывало, проходило несколько лет, сезонов поездок на игры, пока однажды человек не переходил невидимый пунктир, разделяющий его жизнь на два измерения. В этот миг и появлялось ощущение «до» и история «после». Но прежде чудо чаще случалось на первой же игре, которая находила нас на пыльной дороге.

Путь в мир Игры – это не дорожка из желтого кирпича. Человека на эту неочевидную тропинку толкает разное. Можно точно сказать, что есть те, кто уходит «туда», и есть те, кто уходит «отсюда». Есть люди, которые бросаются в поиск, ведомые мучительным голодом иного мира. И есть те, кто уходит из мира бытийного, до конца не веря, что существует тот самый - иной мир. Просто они больше не могут оставаться здесь.

Мы уходили, не оглядываясь. Для нас счастьем было пересечь границу и обрести немыслимую свободу. Из всего багажа за спиной болтался только дивный плащ из занавески, но это не мешало под дождями рваться в клочья, следя за стремительным полетом птиц. Мы писали и пели песни, которые даже сейчас невозможно спокойно слушать в каминном зале. Потому что эти песни пелись на обрывах и летели по воле яростных ветров. Мы – Братство деревянных мечей из клюшки, разбитой гитары и занавесочных плащей. Мы были рыцарями Игры. Вопреки всему миру. Вопреки обывателю, что притаился в глубине каждого. Мы убивали этого врага, получая страшные шрамы.

Мы уходили «туда» и «отсюда». И очень долго узнавали в лицо первопроходцев. И очень долго тот, кто шел впереди, не краснел от смущения и не кривил презрительно губы, вырывая сияющее сердце из груди. Мы были свободны от слухов и сплетен – мы оставляли их за спиной. Мы сами составляли законы мира Игры. И кто-то вставал на ворота, чтобы вовремя открыть их вновь пришедшим, кто-то уходил проводником в Пустые земли, кто-то пел песню, поддерживая в сердцах негаснущий огонь, освещавший дорогу посреди сомнений и неуверенности. А кто-то умело отражал атаки мира бытийного, закрывая от него тех – новеньких, еще не одетых в броню свободы, что прочнее любой иной брони.

Человек рожден, чтобы испытывать счастье. Это утверждение справедливо даже с точки зрения скучных наук. И только у человека существует жизненно важные потребности в общении, в интеллектуальном и творческом труде. В бытийной жизни таковые потребности удовлетворяются не целиком, не вместе и не всегда. Мы создали себе поле, где можно получать удовольствие от творчества, игр интеллекта и общаться на любые темы с себе подобными. Поэтому наши игры отличаются от того, что обычно вкладывают психологи в понятие «ролевая игра». Мы создали свой мир Игры. Это было пространство, где реализовывались самые сокровенные мечты. Где каждый имел право реализовать самого себя.

Хотелось неизбывной красоты, поэтому однажды кто-то первым сшил дивное платье, взял в руки первую настоящую лютню, выковал первый почти настоящий меч. Кто же тогда знал, что тем самым мы сами открыли в наш мир двери нашему самому страшному врагу?!

 

Торжество технологий.

«...Здесь птицы не поют, деревья не растут.

И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут!»

(из песни о Последнем Бастионе)

 

Дымом, серым мороком в мир Игры просочился обыватель. Который не желал никогда ничего реализовывать, включая самого себя. Но не мог не заявлять о своем существовании. Вместо самореализации появилось самоутверждение. За счет других. Любой ценой. В мире Игры появились люди, у которых не было шанса на успех в бытийной жизни. Те, которые хотели самоутверждаться любой ценой, но которые не сумели этого сделать в бытийном мире – по причине слабости ли, невезения – неважно. Они вполне усвоили простой принцип – не можешь быть выше – поставь остальных на колени. Единственная цель – любыми путями заполучить атрибуты успеха – славу, признание, уважение, страх.

У «эскапистов от бытовухи», нет голода интеллектуального и творческого. Их голод иного рода – жажда маленького обиженного человека почувствовать себя значимым. Любым способом. Не удалось в обычном мире? Ничего, теперь впереди открылось столько новых, сказочных, нетронутых миров, населенных теми, кто не понимает, с какой стороны на бутерброде масло... Ведь так привлекательно – оказаться понимающим сермяжную правду жизни среди тех, кто, казалось бы, вообще не понимает принципов существования. То, что это не непонимание, а отказ и неприятие, осталось за кадром.

В той системе ценностей, которая была сформирована в мире Игры, у обывателя, казалось, не было шанса на победу, но он его нашел: каждый, кто уходил в Игру, жил и в бытийном мире по обычным бытийным законам. И сколько бы мы не отказывались от старого мира – он все равно оставался в нас. Со всеми его экономическими и социальными механизмами. Этот мир догнал нас. Накрыл, смял и обогнал. Появилось понятие «качество», проведена стандартизация костюмов, оружия, навыков.

И закрутилось колесо в обратную сторону (А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть Богом»). Раньше просто делали свое дело, делали хорошо, не пытаясь оказаться лучше кого-то. Не ради славы, но ради удовольствия. Однако пришли обыватели, и критерием качества оказались успешность и выигрыш. И теперь все даже не познается – оценивается в сравнении. Там, где все жаждут быть лучшими, нужна шкала оценки – иначе как же выбирать? А шкалы эти и придумывать не надо – все уже придумано! Критерии успешности были полностью взяты из бытийного мира – их все знают, они всем понятны, и даже очевидны.

Ценностные шкалы в бытийном мире – это не попытка «поверить алгеброй гармонию». Это методы стандартизации.  Это то, что заставляет пеструю и эгоистичную человеческую вольницу идти более или менее в одном направлении. Это то, что структурирует общество. И как все методы стандартизации и оценки, применимо только к самым очевидным и измеримым факторам. Сила, масса, ускорение, энергия. Деньги, дебет, кредит.

Красота, доверие, честность, вера, искренность, поэзия – явления тонкие и субъективные, неявные. Непонятно было, как их оценивать в бытийном мире. От самих попыток оценки и уходили те, кому жилось тесно в «духовных и идеологических цепях». Носители вдохновения, столь важного когда-то в мире Игры, плавно вытесняются на периферию – их качества не являются признаком успешности, не включены в стандарт и сходят с дистанции. В социуме сильных, как в Спарте, слабых сбрасывают со скалы. Это балласт, не соответствующий стандартам. В социуме власти власть не имеющих тоже сбрасывают со скалы (как Гракхов в Риме). В социуме богатых бедные умирают сами. В социуме лауреатов и призеров нет места безвестным. И все.

И нет больше Галадриэль, которая, только горячностью своего сердца, спасала мир на краю пропасти. И нет больше бродяги Арагорна, которому не нужен был королевский венец, чтобы вести за собой армию. Нет больше рыцарей. Остались закованные в железо бойцы, которым уже не важно, за что они дерутся. Они могут это делать на любой игре, просто так. «Это просто  бугурт какой-то!» - высказывание с одной из последних игр (название не привожу – могло случиться на любой). Мы больше не шьем платья для красоты Игры. Мы шьем их на конкурсы, строго к ним приурочивая. Мы шьем их потому, что без платья определенного стандарта на игру ехать неприлично. Главным стало не острое чувство Игры, а отыгрыш – индульгенция духовной лени.

И в наш мир, в Игру вползло самое неприятное: «успех – это раскрученность (PR)». На концерты известных авторов раньше ходили получить заряд блистающей энергии, а сейчас ходят «на имя». Хотя, совсем недавно случилось такое: на Зилантконе набился полный зал народу, а когда автор начал концерт, половина публики встала и вышла. Остались те, кто пришел именно «на имя».

Романтический мир, мир представлений и грез оказался беззащитен перед миром бытийным. Анализировать причины подобного явления можно долго и безжалостно. Можно, например, быть сторонником теории заговора – это, по крайней мере, создает иллюзию внешнего врага. Хотя и понятно, что противник рядом, в нас самих и среди нас.

Но, как бы там ни было, грани между двумя мирами стерлись, и новый мир унаследовал все пороки мира старого. Появились войны между командами и людьми. Нам не надо заниматься политикой в государстве – политика занимается нами внутри сообщества. Есть правящие партии, оппозиции, радикалы, анархисты, и – Внешняя Угроза. Масштабы которой растут по мере дальнейшего приближения сообщества к миру бытийному, по мере попыток отбиться от него или его изменить. Пропорция очевидна. Это просто третий закон Ньютона: «Сила действия равна силе противодействия». Тупик. Замкнутый порочный круг.

Те, кто не могут заработать больше, чем коллеги, ищут «нищих студентов» для утверждения собственного превосходства. Те, кто не могут быть сильными спокойной силой, самоутверждаются в железе и костюмах настоящих героев (джедаев, революционеров и офицеров всех мастей и эпох). Шкалы сформировались, победители заняли свои пьедесталы, новые бароны обнесли границы своих феодов, проповедники получили своих последователей, а политические лидеры электорат. И продолжающие прибывать в мир Игры за самоутверждением столкнулись со знакомой проблемой – все уже украдено до нас («Операция Ы»). Впрочем, голь на выдумки хитра, и процесс продолжился искусственно.

Тот, кто первым привносит очередную шкалу, безусловно, занимает новую нишу в среде. Становясь Узким Специалистом. По геральдике несуществующих рас и народов, по «Нижним Завиткам На Орнаменте Чаши Для Умывания Во Время Утренней Праздничной Трапезы На Юге Островов Блаженства». Согласитесь, если вам вдруг понадобится узнать направление и цвет этих завитков, ваша лень погонит вас именно к этому человеку, и он со снисходительной миной Носителя Тайного Знания просветит нищего духом. И почувствует себя очень умным и значимым. А если к нему не прийти с таким вопросом, он сам будет выходить вперед на каждой перекличке, во всеуслышание объявляя: «Я уникален! Я знаю такое, что вам всем и не снилось!». Безотносительно того, насколько его информация ценна и достоверна. Человек сам поместил себя на один из чердаков мира Игры. И теперь свысока наблюдает за недостойным его гениальности копошением на улицах.

Единственность в своем роде заставляет его принимать позу невостребованного другого. Кстати, очень популярная позиция по излиянию презрения в сторону окружающего мира. Тем же самым занимаются те, кто повышают собственную статусность путем создания структуры «Мир – это Я». Они сами устанавливают критерии и шкалы ценностей своих мирков, целенаправленно придумывая именно такие, в которых с ними никому не придет в голову соревноваться, а всех, кто оказывается не согласен, исключают из своего мира. Так ведут себя разнообразные Высокие Эльфы, Прирожденные Маги (считая недостойными смертными и магглами окружающих) и прочие Высшие Расы. Любые неудобные воздействия, приходящие извне замкнутого мирка объявляются «низкими», «недостойными внимания», и пр. Неуязвимая логика собственной безопасности и статуса.

Впрочем, несмотря на очевидный тупик, игры все же продолжают создаваться. Естественно, причины создания вполне утилитарны. Интересный, отличающийся от других, нестандартный досуг. Интерактивное кино, если хотите. Досуг с элементами экстремальности для удовлетворения потребности в адреналине. Деятельность, позволяющая зарабатывать деньги. Не требующий специальных сертификатов вид психокоррекции, довольно востребованный в стрессовом обществе. Не требующий специального диплома способ обучения имеющимся у человека навыкам. Этому посвящены фестивали, полигонные проекты, конвенты и семинары. С каждым годом усовершенствуются технологии, идет их широкое обсуждение в сообществе.

И тот, кто впервые приезжает на игру (на фестиваль), начинает считать, что так и надо. Так и было всегда. Нет. Просто границы мира бытийного расширились, и они эту границу не пересекли. Но по-прежнему есть те, кто стоит на воротах, отражает атаки, уходит в Пустые земли между этими двумя мирами – бытия и Игры. Только вот с каждым годом их становится все меньше.

А самих игр, чем дальше - тем больше. И чем дальше, тем больше они похожи на фестивали, конкурсы и турниры. И ведь само по себе соревнование не плохо: соревновательная компонента стимулирует движение вперед. Самосовершенствование – прекрасно. Но средства подменили цель – теперь люди хотят не стать лучше, а стать лучше других. Или даже просто выглядеть лучше – это проще и дешевле. Костюм вместо образа, отыгрыш вместо игры, успешность вместо радости.

Там, где успех – это сила (особенно среди тех, кто тебя слабее – «файтер» против «менестреля», команда против одиночки), так и будут шагать по полигонам игр бесконечные «катки». Нет там больше рыцаря, воина. Остался файтер. Победитель. Победитель любой ценой. Не можешь победить соперника честно по существующим законам – придумай новые, более удобные для себя.

Успех – это достижения, поощрения, награды, известность. И, вместо Ордена единомышленников, Дюрандаль становится медалькой и грамотой. Появляется понятие «лучшая игра». Прежде никому в голову не пришло называть таковую. Она говорила сама за себя. Организаторы такой игры просто увеличивали свой «кредит доверия» среди товарищей. Каковым кредитом реально рисковали на следующем проекте.

 

Обыкновенное чудо.

«...Мы знаем, конечно, не наша участь

Стареть у камина, погрузившись в память»...

(«Древний напев», М. Мурмиле)

 

Вернуться к истокам невозможно. Этого и не требуется. Мы просто снова уходим «туда» и «отсюда». Второй раз Рубикон переходить не надо – мосты сожжены, а на их месте давным-давно наведены железобетонные понтоны. Другая река, другое название. Это просто вечный труд, стиль жизни – идти вперед. Но ради этого труда, ради искры творчества, ради возможности ночного разговора у костра мы и начинали путь. «...И Свобода нас примет радостно у входа. И братья меч нам отдадут!».

И дело не в заплесневевших от старости плащах и рассохшихся мечах. Игру убить невозможно. Она просто удаляется, как чудо, как мечта, как Синяя Птица. Мы уходим на ее поиски. Может быть другими путями – вон за тем холмом – идет еще кто-то, кто верит. Мы встретимся. Обязательно встретимся. И сотворим нечто. «Со-творим», потому что будем творить вместе. Реализуя себя. Без позы и ложного, пафосного отыгрыша. Потому что не творить, не мыслить, не общаться мы не можем. Потому что нам дорог мир Игры. Мир дорог и приключений, предназначений и смысла в едва ощутимых Знаках Мироздания. Потому что там замерли в молчании ветра, ожидая новых песен. Потому что нет большего чуда, чем сама Игра.

 

 

Зубарева Юлия

Гаврилов Вадим

Швеммер Екатерина

 

Напечатано в N 29 журнала по ролевым играм «Мое королевство»


предыдущий текст оглавление следующий текст

Рекомендации

НравитсяНе нравится

Комментарии (0)

  дать свой комментарий
порядок:
Наши подписчики

Кролик
(Бойков Аркадий, Алматы, Казахстан)
Наши друзья
Новости RPG
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.01.24 09:48
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

Новости alexander6
05.04.24 08:12
Эстафету перехватили мебельщики. Комод Александр 6.

07.01.24 09:50
Специфика игрового начала в ролевой субкультуре

07.12.21 12:08
Почти все о разных напитках для Вашего Дома и Семьи ...

Rambler's Top100 Яндекс Цитируемости
  первая     наверх