Честно говоря, вообще не хотел писать отчет о минувшем Круглом столе. Считал
его самым неудачным мероприятием прошедшего Зиланта, о чем и высказал свое
мнение. Коллеги обиделись. Почитал отчеты о КС и обнаружил, что они-таки
породили бурю эмоций. Значит, Круглый стол прошел не зря, и моя оценка его
бессмысленности неправильна. Опубликованные в Сети отчеты организаторов сразу
высветили причины обид и расхождений в оценках. Ну, а так как едкие замечания в
начале отчета разработчиков адресованы прежде всего мне, то придется
объясниться. Мой отчет не будет злым. Зилант - наше общее дело. И допущенные
косяки надо исправлять ко всеобщему удовольствию, а не искать и изобличать
виноватых. Сначала чуть-чуть предыстории. Вот уже много лет мы встречаемся на
"Мастер-Зилантах" и спорим. В частности, о том, что такое ролевая игра. Для меня
вопрос решен однозначно: это хобби, способ проведения свободного времени, досуг.
И отсюда сразу и немедленно следует вывод: мне безразлично, что об этом думает
даже самый умный приглашенный эксперт. Он может быть трижды академиком или
лауреатом. Но кто он такой, чтобы указывать мне, с кем дружить и как тратить
деньги? Уважаемые коллеги из КИС вот уже много лет озабочены вопросом
придания ролевым играм официального статуса - сделать их профессией. Ну, а
заодно припасть к какому-нибудь живительному денежному потоку. Вот они и
увлечены поиском опорных точек снаружи. Позвали Педагога, Историка, Социолога,
Искусствоведа, Политика, Писателя, Бизнесмена и Чиновника. Устроили презентцию.
"Смотрите, какие мы хорошие! Купите нас!" На самом деле, вот это различие в
позициях все объясняет. Я - ролевой интраверт. Для меня ценнности лежат внутри
сообщества. Коллеги - экстраверты, которые ищут применения своим талантам
снаружи. Не берусь их за это осуждать. В РИ есть место и тому, и другому. Но
надо четко осознавать разницу интересов. Отсюда и разные мотивы социализации.
Мой - защита среды обитания - чтобы наше сообщество росло и творило, прирастало
новыми талантливыми людьми и идеями. От внешней среды мне нужно: - хорошее
общественное мнение. Кто ж отпустит своих детей к отморозкам? Мы должны
выглядеть благопристойно. Не факт, что респектабельно. Материальный достаток в
нашем деле - далеко не главное; - хорошие отношения с чиновниками. Мы от них
очень зависим. Нам нужны помещения и полигоны. У нас не очень много денег, чтобы
это купить. Поэтому приходится изображать полезность и отрабатывать барщину -
тратить на социализацию наш нематериальный актив. В моей модели социализация
должна быть маленькой, но эффективной. Надо скинуться и ее купить - хотя бы одну
на всех. Ну, кажется, позицию свою я осветил достаточно. А теперь пробежимся
по приглашенным экспертам и их ценности с моей точки зрения. Чиновник. О-о-о,
перед чиновником я засуну все свои понты куда-нибудь подальше. Я от него
зависим. Он властитель полигонов и пожарной охраны, повелитель СЭС и милиции.
Каждое его слово должно быть занесено в золотые скрижали. Ему я должен доказать
свою полезность или хотя бы безобидность. И среди своих мы будем вырабатывать
правила общения с чиновниками, учиться говорить на их бумажном
языке. Писатель - наш главный друг. Ему и почет, и уважение. И первую
творческую добычу молодые ролевики сложат к его ногам. И критику его
примут. Политик. Двойственная фигура. С одной стороны - чиновник. Может
пользу принести, а может сильно навредить. С другой стороны - держатель
интересного для нас ресурса. Наша среда обитания состоит из людей активных и
творческих. Но и у него тоже люди, которым от жизни что-то надо. Потенциально
интересен для экспансии в его огород. Уделю минутку и сразу объяснюсь по
поводу политики. Меня обвиняют в том, что собираюсь создать политическую партию
из ролевиков и захватить власть. Mea culpa, в выступлении мне не удалось
акцентировать правильно основную идею. ПОЛИТИКА И РИ - ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫ! В одной
группе в РИ могут вместе работать ярые политические противники: от коммунистов
до либералов, от националистов до интернационалистов. Пример такого объединения
- "Игры будущего". Поймите, мы, ролевики, задеваем гораздо более глубинные
струны души, чем политики. Мы - носители идеализма, свободного творчества. Мы
держатели морали и идеи, что бабло - это не главное в жизни. Мы сейчас на
подъеме, и чем больше людей через себя пропустим, тем сильнее повлияем на
светлое будущее. Смотрите, все больше активных и творческих людей с нами. Через
20 лет у нас уже не будет ролевого сообщества. Но те, кто пришли к нам сегодня,
придут к власти естественным путем, в результате смены поколений. Кому править
нашей страной, как не им? Вернемся, однако, к экспертам Круглого
стола. Историк. Он может стать таким же нашим другом, как Писатель. Только не
надо грузить его вопросами о том, кто мы такие. Ценным в нем является Знание.
Результат КС для него и для нас - ноль. Искусствовед. Наверное, тет-а-тет на
семинаре про то, что есть РИ - с ним было бы интересно поговорить. Результат КС
- ноль. Перспективы - близко к нулю. Социолог. Я пущу его в свое сообщество и
помогу провести исследование. Мне тоже интересно, что происходит вокруг нас и в
нас самих. Но результат КС - ноль. Педагог. Для меня загадка, почему ролевые
педагоги не сбиваются в стаю. У нас есть успешные педагоги. Но предъявимого
результата нет. На КС Педагог честно сказал, что РИ-педагогика нам не по зубам.
В перспективе интересен. Бизнесмен. Не вижу поля для взаимодействия. Я играю
с теми, кто уже принял идею игры. Для меня игрок - не клиент, а соавтор. Потому
и не гружу я на игру замученного жизнью бизнесмена. Есть похожая задача - как
вовлечь в игру плохо подготовленных игроков. Так для этого я и гружу игроков
сильных, которые втянут в сюжет третьих лучников из пятого ряда. Коллеги из
КИСа вроде бы решают те же самые задачи, но с другими мотивами. Они придают
ролевым играм товарный вид. Отсюда и главный вопрос Круглого стола: "Скажите, в
каком виде мы вам нужны?" Политик достал кошелек и сказал: "Беру все оптом".
Остальные вежливо налили за шиворот холодной воды. Давайте отдадим должное
экспертам. Люди нам попались честные. Сказать что-то новое они нам не смогли -
задача была поставлена неверно. Но - сказали то, что думают. Вот Столяров
сказал, что нет никакого чиновничьего заговора. А Платонова вкинула в зал яркую
фразу о тех героях, которые пытаются вернуть НДС из бюджета. Ну, нет пророка в
своем отечестве! За сутки до этого Иван Кургузов подробно и с картинками
рассказывал о том, как пробивал чиновничью стену лбом. Но цели своей он добился
и позитивные контакты с чиновниками установил. Не так страшны чиновники, не
воспринимают они нас как врагов рода человеческого. Вот Гуружапов сказал, что
увидел в нас безликую серую массу. А Генисаретский сказал, что не видит такого
искусства - "ролевая игра". Перевожу с вежливого на нормальный: "Ребята! Вы нам
пофигу! Не грузите нас вашими проблемами". И опять нет пророка в своем
отечестве. Коровка кричит с места, что мы никому вне сообщества не нужны, что
большая часть внешнего общества нами не интересуется. Однако кого интересует
мнение Коровки - пьяницы и дебошира? Зато аналогичное мнение эксперта является
поворотной точкой Круглого стола. Если мы не смогли пробить стену равнодушия у
специально приглашенных экспертов, то как мы можем зацепить людей
посторонних? Злой человек посоветовал не искать врагов снаружи, а поискать их
вокруг себя. Ищите и обрящете. В нашей среде много плохого. Но хорошего больше.
Замечательный текст написала Полина. Текст о том, что эксперты не увидели в нас
ничего хорошего и полезного. Они не могут увидеть этого снаружи, потому что
ценности внутри. Блестящее письмо Азрафель о наших ценностях - с ним я больше
всего согласен в этой переписке. Вот в этих текстах и есть всемирно-историческое
значение Круглого стола. У нас есть очень страшный враг сегодня. Это гламур.
Игра умирает на Зиланте потому, что мы стали слишком серьезны. Потому, что мы
начали спрашивать у убеленных сединами старых пердунов, правильно ли мы себя
ведем. Потому, что начали решать, что хорошо для обычных ролевиков, а что плохо.
Респектабельность проявилась не в Москве, а на нашем Зиланте. Это и есть начало
конца. Второй враг - недоверие и неверие в искренность. Бизнес-риторика
поражает нас в спину. Если мыслить об играх в терминах конкурентной борьбы, то
талантливая презентация уже не произведение искусства для своих друзей, а пиар.
Одно маленькое слово перечеркивает много дней труда. "Человечек - это звучит
горденько". Не надо слушать экспертов. Мы им действительно безразличны.
Единственный эксперт, чьи слова я запомнил, - Святослав Логинов. Просто потому,
что он вложил в свою речь часть души. Остальные отделались дежурными фразами.
Они вовсе не опережали нас на шаг, им просто было скучно. И мне тоже было скучно
их слушать. Я не хочу сидеть на отчетно-выборных собраниях или отчитываться
перед непонятно какими начальниками о том, как я провожу свободное время. Именно
поэтому я и назвал КС бессмысленной говорильней. Но сейчас я возьму свои
слова обратно. Мы на КС посмотрели презентацию представителей гуманитарных
направлений России. Не все из них нам понравились. Но давайте пощупаем их более
подробно на "Мастер-Зиланте". Лично мне интересны Историк, Социолог и Педагог.
Давайте попробуем пробить стену их равнодушия и превратить в друзей - таких же,
как Писатель. Ах да, про менеджмент. Чуть не забыл. Тема такая -
неинтересная. На малых играх со всеми оргвопросами справляется сама мастерская
группа. А вот для игр с количеством игроков больше трехсот задачи
администрирования становятся нетривиальными. Мы сейчас активно растем, и игр
такого класса становится все больше. Поэтому наступил кадровый голод -
менеджеров катастрофически не хватает. Толпы менеджеров во внешней среде легко
разрулят любое массовое мероприятие. Только им надо за это платить и долго
объяснять, что к чему. Ролевое сообщество - не бизнес. Мы не можем привлечь
управленцев со стороны. Есть только один путь - вырастить их в своей среде. Уж
им-то не придется объяснять, что должен менеджерить менеджер игры. У нас в
ролевом сообществе - Золотой век. Никогда я не играл так много и с таким
удовольствием. Межсезонья у нас больше нет. Есть коны, балы, концерты, маневры,
турниры. Это оттого, что нам хорошо вместе, - и это главная ценность. Прежде
всего спросим у самих себя, чего мы хотим, - и сделаем это - для себя и друзей.
А если получится что-то полезное - образовательные игры или новый творческий
метод совместной работы - мы его просто подарим обществу. Лучшие слова на
Круглом столе сказал Берелехис: "Можно ли продать чудо? Наверное, но это не
очень важно. Давайте будем делать чудо!"