Круглый стол задумывался как финальная часть проекта экспертизы ролевого
движения на примере отдельно взятого фестиваля. Предполагалось, что мы позовем
людей от науки, культуры, политики и т.п., и покажем им, что у нас есть, чтобы
они сказали нам, кто мы, по их мнению, такие и какие у нас есть
перспективы. Из приглашенных к нам приехали и активно ходили по
фестивалю: - Генисаретский Олег Игоревич. Доктор искусствоведения. http://www.procept.ru/ - Гуружапов Виктор
Александрович. Доктор психологических наук. http://www.childpsy.ru/vp167.html -
Клемешов Алексей. Кандидат исторических наук, преподаватель и заместитель декана
факультета истории, политологии и права МГОУ. - Платонова Лариса Михайловна.
Директор государственного гуманитарного предприятия "Санкт-петербургский
информационно-методический центр". - Сладков Дмитрий Владимирович. Кандидат
архитектуры, помощник директора Российского федерального ядерного центра
ВНИИЭФ. - Столяров Вячеслав Павлович. Историк, социолог, антрополог
культуры. http://www.heritage-institute.ru/folderCommon/get_department?DEPART_ID-
9 - Сухов Василий Владимирович. Доцент кафедры методики преподавания истории,
обществоведения и права МГОУ. (Принимал участие в работе фестиваля, но на сам
круглый стол прийти не смог). От ФэнБлока участвовали в сюжетной мастерской и
украшали президиум: - Лукин Евгений Юрьевич, писатель. - Логинов Святослав
Владимирович, писатель Кроме того, появился, поприсутствовал минут сорок,
произнес предвыборную речь, дал интервью и скрылся: - Демидов Иван Иванович.
Советник политического департамента ЦИК всероссийской политической партии
"Единая Россия", лидер молодежной организации "Молодая гвардия". Также
присутствовал на самом круглом столе, но не помню, чтобы что-то вообще
говорил: - Фаттахов Дамир Ильдусович. Председатель комитета по делам детей и
молодежи муниципального образования г. Казань. Пока шла подготовка, нас не
оставляло ощущение, что мы упускаем что-то важное. Но что именно - мы поняли, да
и то лишь отчасти, только когда все, наконец, завертелось, и стало очевидно, что
наши эксперты все время опережают нас на ход. Хотя мы вслух говорили, что хотим
предельно честной и жесткой экспертизы, мне все же кажется, что мы при этом
где-то в глубине души отказывали им в, не знаю, остроте зрения, что ли? В умении
анализировать? В способности самим сориентироваться и составить себе
мнение? Мы напечатали им раздаточные материалы, включив туда то, что они уже
видели - вроде бы, чтобы они могли еще раз это просмотреть. Это была ошибка - в
результате они вообще их не читали. Мы сели и c умным видом составили им
программу посещения из семинаров и прочей глубокомысленной ерунды, искренне
предполагая, что они серьезно отнесутся к нашим громким названиям и станут из
нее выбирать. Это также была ошибка. Мы пригласили достаточно умных экспертов,
чтобы они не шли у нас на поводу. Они посмотрели на программу, рассмеялись и
сказали, что пойдут на исторический бал и еще заглянут в Гайдара как-нибудь
ночью, посмотреть, как мы живем. Я прочитала это так: им не интересны
псевдо-умные вещи, которые мы можем сказать о себе, якобы глядя на себя со
стороны. Ведь понятно же, что никакое это не "со стороны". Но они не против
посмотреть на нас в естественной среде нашего обитания. Но на семинары они
все-таки пришли. На исторический бал и в Гайдара - тоже. Возможно, мы
захотели получить ответ, не потрудившись четко поставить перед ними, да и перед
нами самими, вопрос. В таких случаях не очень понятно, что делать с ответом,
даже если он в том или ином виде появляется. В этом году, как мне
показалось, фестиваль прошел удивительно мирно и пристойно, и хорошо, что мы
пригласили экспертов, и они наговорили нам неприятного, потому что иначе мы
могли подумать, что у нас все хорошо, и не заметить, в какую яму мы
катимся. Эксперты много чего интересного сказали нам в конце самого круглого
стола, и мне кажется, большинство из присутствующих приняли эти слова за общие
рассуждения или даже за похвалу. И совершенно зря. С интересом и нетерпением жду
расшифровки видеозаписи. Например, в том, что говорил О. И. Генисаретский, я
услышала вот что: из ролевого фестиваля, фестиваля ролевой игры стремительно
уходит элемент игры. Остается один пустой фестиваль, это все очень мило, но
этого и без нас достаточно. "Какие у вас проблемы с социализацией? - Сказали
эксперты. - Да никаких. Вы прекрасно социализируетесь. И в процессе чудесно и
легко теряете остатки собственной идентичности, особенности, самобытности". Мы
прошли точку равновесия и стремительно от нее удаляемся. Не надо думать, что
я зову обратно на интеллигентские кухни - я там не была и меня тошнит от окурков
в консервных банках. Но равномерное прямолинейное движение - это тот же покой, а
значит - смерть. Какой к черту фестиваль ролевых игр, если никто не играет?!
А если и играет, то в специально отведенных помещениях в специально отведенное
время. Вот сколько раз говорили - чем мы отличаемся от любителей аквариумных
рыбок? (В смысле, почему нас запрещают, а их - нет.) Так вот: если так дальше
пойдет, мы и не будем ничем от них отличаться. "Когда ролевые игры будут
считаться таким же респектабельным хобби, как, скажем, горные лыжи?" - "Когда
ими будут заниматься такие же респектабельные люди, как те, что занимаются
горными лыжами". Мы стали респектабельными людьми. Мы устраиваем круглые
столы и приходим на них в костюмах и галстуках. Мы забыли о цели, увлекшись
средством, и пришли к экспертам, страшно гордые своей цивилизованностью и своими
галстуками. А эксперты посмотрели на нас и сказали - а чем вы, собственно,
отличаетесь? Ото всех остальных - в галстуках. Мы так много говорили при
экспертах и им лично о своей потенциальной полезности. А они сказали нам в
ответ: если полезность - это все, что у вас есть, то вас и будут использовать.
Мы так любим рассуждать о необходимости противостоять обществу, которое
пытается нас уничтожить. Но как только у нас появляется шанс, мы не создаем в
обществе место под себя, мы принимаемся подбирать себе место из уже
существующих, меняться, подстраиваться под него. С радостью, считая это своей
находкой, своим изобретением. (См. разговор "Игр Будущего" о том, что нужно
перед администрацией притворяться общественно-полезной деятельностью,
фестивалями и т.п.) Мы с радостью бросаемся к проторенным колеям, как только
наши пути хоть чуть-чуть с ними пересекаются. А все наше противостояние
выливается в обыкновенные экономико-юридические дрязги, от которых не защищен
никто в этой и любой стране, как верно сказала Лариса Платонова ("Вы не одиноки.
Всякий, кто хоть раз пробовал получить НДС обратно из бюджета..."). А по
смыслу? По смыслу-то что? Мы похожи на рок-н-ролл после перестройки. Так
хорошо было жить в тоталитарном государстве, так приятно чувствовать себя
бунтовщиком, подрывать основы общества, писать об этом песни и проносить их
тайными путями в подпольные компании как глоток свободы. А потом стало можно.
Хочешь - пиши. Пой. И люди зависли. И нет рок-культуры, видимой кому-то,
кроме ее непосредственных участников. Например, я, обыкновенный обыватель, ее не
вижу. Герои былых времен умерли - причем как-то все одновременно. А нынешние?
Все на MTV. Или тихо сидят в подворотнях и маленьких зальчиках, известные только
своему и двум соседним микрорайонам. И ни на что не влияют. Поп-культура -
это страшная сила. У Кена Кизи был автобус. Он шатался на нем по городам и весям
с компанией таких же безбашенных, как он сам. У них была вещь, которая должна
была перевернуть массовое сознание. Разбудить обывателей. Показать им новые
грани бытия. Они врывались в города, снимали зальчик и устраивали там нечто
невероятное - психоделические рисунки на стенах, психоделическая музыка,
киноинсталляции, стробоскоп (который не был тогда в ходу и сам по себе
производил наркотическое действие на неподготовленного зрителя), и, конечно же,
ЛСД в напитках. "А ты прошел кислотный тест?" гласили афиши. Они хотели
достучаться до обывателя, натолкнуть его на мысль, что все намного сложнее, чем
ему кажется. И к чему это привело? Они подрубили основы? Нет. Поп-культура съела
их с потрохами и облизнулась. Она превратила их кислотные тесты в один из самых
своих болотно-засасывающих, одурманивающих и массовых феноменов. В дискотеки.
И туда мы и идем, как сказали нам приглашенные эксперты. В шоу-бизнес. И это
в лучшем случае. В игры-развлечения. В игры-тренинги. В игры выходного дня и
игры для патриотического воспитания. Где игра - не более чем способ
преподнесения нужного материала и укладывания его в нужные головы. И мы
такие все гордые и самостоятельные, и при этом с такой легкостью продаемся, если
к нам с нужной стороны подойти. Демидов, в сущности, сказал (нисколько не
интересуясь ходом беседы и обсуждаемыми вопросами): "Вы говорите, вы никому не
нужны - вы нужны мне. Я беру вас целиком, со всеми людьми, проектами и
перспективами, и буду использовать вас в своих целях". И его слушали с
энтузиазмом, чуть ли не с восторгом, хлопали. А В.А. Гуружапов (которого
почему-то зал всерьез не воспринял и практически не слушал) сказал, в числе
прочего: "Вы думаете, вы такие особенные. Так вот это неправда. Вас уже
достаточно много, чтобы стать безликой массой и именно к этому вы и идете, что
совершенно естественно для крупной группы людей, объединенной только внешними
признаками, но не внутренней сутью". Но устраивает ли это нас?
Должно
быть в мире блааародных донов, рыцарей и прочих прекрасных дам быдло быдлячье и
корова коровячья. Я - тот, кого ненавидел и хотел повесить целый
император